Как «Ютэйр» выбралась из кризиса

Приходится жертвовать долей рынка сегодня, чтобы остаться на нем завтра

Если вы хотите стать миллионером, возьмите миллиард и создайте новую авиакомпанию», – сказал как-то основатель Virgin Atlantic Ричард Брэнсон. Пассажирские перевозки, несмотря на весь романтический флер – красивые стюардессы, мужественные пилоты, – не самый прибыльный бизнес. Например, лучший показатель рентабельности «Аэрофлота» по EBITDA с 2002 г. был в 2007 г. – 18,9% (данные Bloomberg). В сравнении с традиционными для отрасли 5–9% это настоящий рекорд.

Четвертый российский перевозчик, «Ютэйр», с 2013 г. вообще был убыточным (рентабельность по EBITDA в последний раз была положительной в 2012 г. – 1,7%). А в этом году, когда летать впервые с кризиса 2008 г. начали меньше, а валютные платежи по лизингу из-за девальвации внезапно стали неподъемными для авиакомпаний, большая часть выручки которых номинирована в рублях, «Ютэйр» и вовсе оказалась в критическом положении. Авиакомпанию подвел быстрый рост – она активно занимала новые направления после ухода с рынка альянса «Эйрюнион» в 2009 г., а после запрета на полеты Ту-154 ей пришлось сильно потратиться на обновление парка. Новый кризис подкосил не только «Ютэйр»: вторая по перевозкам авиакомпания, «Трансаэро», региональная «Якутия» и многие другие столкнулись с серьезными проблемами. Но вот вели себя все по-разному.

«Ютэйр» отказалась от множества направлений, сократила людей. За девять месяцев пассажиропоток авиакомпании упал почти на 40%, почти на 40% сократился и персонал. И в отличие от «Трансаэро», акционеры которой явно считали, что компания, как говорится, too big to fall, «Ютэйр» удалось договориться с банками о реструктуризации и даже получить госгарантии.

Секрет, я думаю, в тактике, избранной менеджментом «Ютэйр»: пожертвовать долей рынка сегодня, чтобы остаться на нем завтра. Демонстрация умения резать издержки всегда успокаивающе действует на кредиторов, особенно когда перед глазами пример «Трансаэро».

Другое дело, что завтра места на рынке могло бы уже не остаться. Юная «дочка» «Аэрофлота», бюджетная «Победа», начиная полеты, первым делом открыла рейсы в традиционные для «Ютэйр» города: Сургут, Нижневартовск и др. Сохранение на рынке статус-кво закрыло бы «Ютэйр» возможности для развития. И вот тут уход «Трансаэро» оказался как нельзя кстати.

«Аэрофлот» даже со всеми своими «дочками» не переварит все направления, которые были у «Трансаэро», – только самые вкусные. И генеральный директор «Ютэйр» Андрей Мартиросов заранее согласился с тем, что национальный перевозчик должен стать главным бенефициаром ухода «Трансаэро». Сама же «Ютэйр» пока скромно открыла рейсы на Дальний Восток (во Владивосток и Петропавловск-Камчатский), а также в Ригу. И я думаю, что у авиакомпании достанет выдержки, чтобы открыть ровно столько направлений, сколько она сможет обслуживать, не уходя в минус. Ведь авиация – не очень прибыльный бизнес, а еще одна «Трансаэро» вряд ли так удачно обанкротится.