Безальтернативный выбор

Почему Ангела Меркель стала человеком года по версии журнала Time

Избрание журналом Time Ангелы Меркель человеком года – напоминание о верности ценностям, которых сегодня не хватает в политике. Меркель стала воплощением твердости в реакции на кризисы. Первый из них – война на востоке Украины – в этом году был если не разрешен, то купирован. И в значительной степени это удалось благодаря переговорам в рамках «нормандской четверки», наиболее активную роль в которых играет именно Меркель.

Очередной акт греческого долгового кризиса несколько месяцев держал в напряжении всю Европу. Выход Греции из Еврозоны, которым шантажировало кредиторов правительство Алексиса Ципраса, всерьез угрожал целостности ЕС. И тут снова голос Меркель, отказавшейся списывать долги и настоявшей на мерах жесткой экономии в обмен на финансовую помощь, оказался решающим.

Третий кризис, который может оказаться самым трудным, подстерегал Меркель у нее дома, в Германии, и еще может стоить ей поста. Германия в лице канцлера выступила за прием самого большого в Европе количества беженцев (к концу декабря их число там может достичь 1 млн) и расширения квот другими странами ЕС. Многие в Европе и в самой Германии выступают против, сейчас страна и правительство разделены по этому вопросу и канцлер теряет сторонников.

Отмечаемую всеми твердость сама она объясняет верностью ценностям, которые безусловно важнее, чем Realpolitik. Выступая в январе в Давосе, канцлер подчеркнула, что, несмотря на прогресс в переговорах «четверки», санкции не могут быть сняты, пока не будет решен вопрос Крыма, ведь действия России – «нарушение ценностей, благодаря которым был создан европейский миропорядок после Второй мировой войны». Комментируя греческий кризис, заявила, что он привел к девальвации самой важной валюты, доверия, и именно его необходимо восстанавливать. В вопросе беженцев она также не устает напоминать о всеевропейской солидарности и противится политике стен, помня о судьбах беженцев Второй мировой.

Меркель сформулировала ответ на парижские теракты, достойный лидера Европы: «Мы живы человечностью, любовью к ближнему, радостью быть вместе. Мы верим в право каждого человека искать свое счастье, в право жить с уважением к другому, в толерантность. Мы знаем, что наша свободная жизнь сильнее, чем любой террор». Пример Меркель напоминает, что верность ценностям – черта не слабого, а сильного политика.