Михаила Ходорковского утвердили на роль Бориса Березовского

Зачем России нужен новый «враг государства»

На прошлой неделе Михаил Ходорковский неожиданно оказался в центре внимания. Сначала стало известно, что Следственный комитет (СКР) намерен предъявить ему обвинение в организации в 1998 г. убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Потом экс-глава ЮКОСа заявил из Лондона, что дни путинского режима сочтены и в России неизбежна «мирная революция». А Генпрокуратура в ответ сообщила, что усматривает в этих словах «признаки публичных призывов к насильственному изменению основ конституционного строя» России, и попросила СКР «решить вопрос об уголовном преследовании Ходорковского».

Это пока еще не возбужденное уголовное дело в каком-то смысле даже показательнее дела об убийстве Петухова. Ведь о том, что у Ходорковского «руки в крови», Владимир Путин говорил неоднократно, а СКР, пусть и с опозданием, просто подкрепил эти бездоказательные обвинения хоть какими-то процессуальными документами. А вот обвинение в попытке изменить конституционный строй, похоже, означает, что кремлевские режиссеры решили наконец-то назначить экс-главу ЮКОСа на роль главного «врага государства», остававшуюся вакантной с момента смерти в марте 2013 г. Бориса Березовского.

Правда, появление Березовского в этой роли выглядело логичнее. Внешних врагов у России в начале нулевых почти не было: с Америкой мы замирились после теракта 11 сентября, с НАТО проводили совместные маневры, с Европой успешно торговали. Внутри страны тоже царила гармония: либералы из «Яблока» и СПС заседали в Госдуме, правозащитники еще считались уважаемыми гражданами, а оппозиция пока не делилась на патриотов и национал-предателей. И наличие где-то в далеком Лондоне «настоящего» врага, денно и нощно замышляющего козни против встающей с колен России, было нужно власти хотя бы для поддержания должного уровня адреналина.

Сейчас же врагов у России хоть отбавляй: любитель санкций Барак Обама, расширяющееся в разные стороны НАТО, а теперь вот еще и «предатель» Эрдоган со своими помидорами... Казалось бы, зачем при таком богатом выборе назначать врагом еще и кого-то из своих? Но логика тут, видимо, та же, что и с Березовским. Ведь «либеральное» начало нулевых стало лишь подготовкой к введению «управляемой демократии», и всех недовольных этим процессом было удобно автоматически записывать в пособники беглого олигарха. Сейчас же, несмотря на невыветривающийся «посткрымский консенсус», в стране появляются новые недовольные, и их тоже желательно к кому-то «приписать». Тем более что и город приписки менять не придется.