Как переписать Конституцию, чтобы всем было хорошо

Институт права включает в себя и неформальные практики, и условия для их функционирования

Михаил Ходорковский предлагает переписать Конституцию России, поскольку нынешняя долгие годы целенаправленно разрушалась и «вообще перестала существовать» после отмены приоритета международного права. Среди механизмов «защиты конституции от государства», предлагаемых Ходорковским, – необходимость прописать право граждан на восстание против узурпаторов власти, переход к парламентской демократии, децентрализацию и местное самоуправление. В перспективе необходимо создание новой Конституции.

Невозможно не согласиться с тем, что многие положения Конституции давно не работают в России. Можно поспорить с тем, что проблема будет решена написанием нового Основного закона.

Дистанция между Основным законом и реальностью, о которой пишет Ходорковский, слишком привычна для России: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Советская конституция, соблюдать которую призывали государство диссиденты, была очевидной для всех фикцией, необходимой для подтверждения наличия у советского человека прав и свобод на международных встречах. В 1993 г. было сделано уникальное в истории России усилие соединить норму и практику. Этого усилия оказалось недостаточно, и новая Конституция оказалась для большинства граждан неким далеким символом, имеющим лишь ритуальное значение, правовой библией, которую необязательно читать.

Президент считается гарантом Конституции, т. е. он не должен допускать ревизии Основного закона и должен подписывать только соответствующие ему нормативные акты. Однако вряд ли так происходит всегда, и роль гаранта здесь несколько извращается: если президент подписал, значит, все нормально. При этом, сталкиваясь с несовершенством законов, многие граждане обращаются в Конституционный суд. С 1995 по 2003 г. число обращений растет примерно на 2000 (в 2003 г. – 15 668), затем стабилизируется и резко вырастает до 20 000 в 2009 г. и с тех пор медленно снижается (в 2014 г. зафиксировано 16 005 обращений, в 2015 г. – 13 321). Решений КС принимает значительно меньше, и мы неоднократно видели, что в важных вопросах влияние Кремля на работу КС велико. Далеко не все содержательные постановления КС выполняются.

Чтобы законы – и Конституция в первую очередь – работали, нужна не только буква. Институт права включает в себя и неформальные практики, и условия для функционирования. Их не поменять простым переписыванием.