Тень крестоносца

Первая статья цикла публикаций к 75-летию начала Великой Отечественной войны

Статьи, хроника важнейших событий предвоенного периода, документы и фотографии отразят подготовку сторон к войне, покажут атмосферу предгрозового времени.

Первая статья цикла - рассказ о принятом 75 лет назад «Плане Барбаросса», немецкой стратегии молниеносного разгрома Красной армии и захвата большей части территории Советского Союза.

К подготовке молниеносной войны против СССР нацисты приступили в июле 1940 г. вскоре после летней кампании 1940 г., завершившейся разгромом французской армии, захватом Франции и большой части Западной Европы. Первоначально, по свидетельству начальника германского Генерального штаба Франца Гальдера, она задумывалась как второстепенная операция. Она должна была предотвратить враждебные шаги СССР в ходе продолжавшейся войны между нацистами и Великобританией, при том что, как признавал Гальдер, Москва никак не демонстрировала враждебности к нацистам.

Генералы вермахта предполагали «разбить русскую сухопутную армию или по крайней мере занять такую территорию, чтобы можно было обеспечить Берлин и Силезский промышленный район от налетов русской авиации. Желательно такое продвижение в глубь России, чтобы наша авиация могла разгромить ее важнейшие центры». Первые варианты плана предполагали наступление на московском направлении с дальнейшим ударом на юг с целью окружения и разгрома советских войск на Украине.

31 июля 1940 г. Гальдер писал: «Если Россия будет разгромлена, Англия потеряет последнюю надежду. Тогда господствовать в Европе и на Балканах будет Германия... В соответствии с этим рассуждением Россия должна быть ликвидирована. Срок — весна 1941 г.». Разработать план поручили будущему командующему 6-й армии Фридирху фон Паулюсу.

В течение длительного периода разработка плана войны против СССР сочеталась с дипломатическими усилиями договориться с Москвой о присоединении к антибританской коалиции, ее помощи в борьбе против Англии или ее дружественном нейтралитете. Переговоры тем не менее не препятствовали подготовке молниеносной войны, предусматривавшей массированный удар танковых и моторизованных дивизий при поддержке главных сил люфтваффе по опыту кампаний в Польше и во Франции. Целью блицкрига было окружить и разгромить главные силы Красной армии и не допустить их отход в глубину территории СССР.

Окончательное решение о войне против СССР как основной задаче Германии на 1941 г. было принято в начале декабря 1940 г. на совещании у Гитлера. Фюрер и его генералы считали, что Красная армия слаба, не имеет достаточно современной техники и способных командиров. Немецкое командование не имело сведений о разработке и поступлении на вооружение Красной армии танков Т-34 и КВ и ошибочно предполагало, что немецкий танк Т-III превосходит советскую бронетанковую технику.

«Решение вопроса о гегемонии в Европе упирается в борьбу против России. Поэтому необходимо вести подготовку к тому, чтобы выступить против России, если этого потребует политическая ситуация», - записал Франц Гальдер 13 декабря после очередного совещания у нацистского лидера.

18 декабря стратегическая Директива №21 («План Барбаросса») о будущем вторжении в СССР была подписана Гитлером. Директива была общим замыслом и содержала лишь исходные указания о ведении войны против Советского Союза.

Документ предписывал: «Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.

Конечной целью операции является создание защитного барьера против азиатской России по общей линии Волга - Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, оставшийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации».

После этого германское командование приступило к разработке более детального плана боевых действий и дезинформации советского военного и политического руководства о целях нацистского государства и вермахта в 1941 г.

СССР и Германия по-разному готовились к будущим сражениям

СССР на пути к Великой Отечественной войне