Бюро ненужных услуг

Снижение платежеспособного спроса выгодно только ломбардам

Снижение платежеспособного спроса населения вместе с форс-мажорными действиями государства привели к существенному снижению выручки и росту пессимизма бизнесменов, занятых в сфере услуг. От кризиса выиграли только фирмы, предоставляющие специфические услуги, – ломбарды, коллекторы.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг (ИПУ) НИУ ВШЭ в конце 2015 г. оказался самым низким за четыре года наблюдений. ИПУ в IV квартале 2012 г. составил плюс 4%, в IV квартале 2015 г. – минус 9%. В 2012–2014 гг. доля надеющихся на рост оборота и прибыли в следующем квартале вдвое превышала тех, кто ожидал падения, в конце 2015 г. – наоборот.

Наиболее пессимистично настроены представители туркомпаний. Из-за запрета полетов в Египет и продажи турпутевок в Турцию выездной туризм резко сократился. Надежды на внутренний туризм не очень оправдываются. В новогодние каникулы, например, на отечественных курортах отдыхающих было на 6–10% больше, чем год назад, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР). Но ее директор Майя Ломидзе говорила ТАСС, что большинство россиян вообще не поехали никуда из-за недостатка средств. Импортозамещение приводит к быстрому росту цен на внутренних курортах.

Индекс уверенности вырос только у представителей ломбардов и, как отмечает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, коллекторских фирм. Специфические услуги по выдаче «быстрых денег» и взысканию долгов по прежним займам логично оказались востребованными в кризис.

Сфера услуг пострадала из-за снижения платежеспособного спроса (падение реальных зарплат на 10% в 2015 г.) и форс-мажорных действий государства, поясняет Остапкович. В нынешний кризис люди стараются отложить на черный день и отказываются от необязательных услуг. В ближайшем будущем небольшой рост возможен за счет связи, спрос на которую снизился незначительно и может увеличиться. Из-за отказа от новых покупок большим спросом станут пользоваться ремонт одежды и обуви, бытовой техники, а также автомобилей, полагает эксперт. Однако без серьезного повышения благосостояния и вложений в туристическую инфраструктуру быстрое возвращение сферы услуг к докризисным показателям маловероятно.