Новые шаги политики сдерживания

Россия и Запад вооружаются друг против друга

Политика сдерживания России со стороны Запада развивается, российская политика ответа на сдерживание тоже не стоит на месте. Ястребы с обеих сторон сейчас получили больше власти и полномочий.

Белый дом назвал предполагаемые цифры военного бюджета на следующий год: финансирование военного присутствия США в Европе планируется увеличить более чем на $3,4 млрд (с нынешних $789 млн). Речь идет о расходах на тяжелое вооружение, технику и военное снаряжение для гарнизонов в странах НАТО в Центральной и Восточной Европе.

Это не импульсивное решение, а результат последовательной и продуманной смены политики в отношении России. «Это не реакция на нечто произошедшее на днях, – цитирует The New York Times представителя администрации. – Это долгосрочный ответ на изменения в сфере безопасности в Европе. Это отражает новое положение России как куда более сложного игрока».

В принятой год назад национальной стратегии безопасности 8 из 15 упоминаний России сочетаются со словом «агрессия». В опубликованной неделю назад обновленной стратегии европейского командования вооруженных сил США Россия называется одной из двух главных угроз для США наряду с ИГИЛ (запрещенная в России организация).

$3,4 млрд не такие большие деньги с учетом военного бюджета США, говорит президент Института стратегических оценок Александр Коновалов (к тому же увеличиваются расходы не только в Европе: бюджет на операцию против ИГИЛ планируется увеличить на 50% до $7,5 млрд). Но рост ассигнований отражает изменившееся за последние годы отношение к России, которая воспринимается сегодня как опасный и непредсказуемый игрок.

США хотят компенсировать решение 2012 г. о переносе основного военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанский регион. За три года число американских военных в странах НАТО сократилось вдвое, оттуда были выведены танки и штурмовики А10 Thunderbolt. Сейчас запущен обратный процесс, в Европу отправляются дополнительная бронетехника и личный состав.

По словам Владимира Евсеева из Института стран СНГ, речь идет о передислокации войск и создании складов тяжелых вооружений в странах Балтии, Польше и Румынии. Вместо сдерживания это может обернуться новым витком гонки вооружений – Россия вынуждена будет наращивать свое присутствие у границ Европы.

В январе российский министр обороны Сергей Шойгу назвал одной из важнейших задач на этот год формирование на западном направлении трех дивизий. По словам военных, это ответ на усиление американского присутствия в Польше и Прибалтике. Обновленная российская Стратегия национальной безопасности также считает США главным врагом как раз за политику сдерживания (сюда зачислен и переворот на Украине, и экономические санкции, и расширение НАТО).

Обе стороны, впрочем, заявляют о необходимости сотрудничества. Рвать связи невыгодно и Западу, и России. Однако запущенный механизм остановить сложно, даже при условии достижения договоренностей по Сирии, Украине, санкциям общие издержки будут большими. Как всегда бывает в эпоху ястребов.