Интернет-гиганты против терроризма

Бизнес создает технологичные и эффективные решения в ситуации равного диалога с властью

Правительства ЕС и США в последнее время пытаются привлечь интернет-компании к борьбе с пропагандой терроризма в интернете и блокировке террористических сайтов. По данным британских СМИ, руководство Apple, Google, Facebook, Yahoo и других компаний обсуждало недавно эту тему на встрече с представителями властей США. До сих пор интернет-компании ограничивались удалением контента террористического содержания: в 2014 г. Google удалил 14 млн видео с ресурса YouTube, а Twitter за последние 12 месяцев – десятки тысяч экстремистских аккаунтов.

В ноябре, после парижских терактов, войну терроризму объявили киберактивисты из движения Anonymos. Среди инструментов киберактивистов DDoS-атаки, блокировка аккаунтов, взлом и публикация данных аккаунтов и переписки, мобилизация пользователей по всему миру для решения определенных задач. Однако крупные интернет-компании – это совсем иной масштаб борьбы.

Google заявил, что в ответ на запросы предположительно террористической тематики поисковик, используя механизм своего рекламного приложения AdWords, будет параллельно выдавать ссылки на ресурсы, посвященные контрпропаганде терроризма и радикализма. НКО антитеррористической направленности будут отбираться на конкурсной основе и получать возможность рекламы на AdWords в эквиваленте $10 000 в месяц. Предложение Google – первая такого рода инициатива, исходящая от крупного бизнеса.

Пропаганда террористами своих взглядов и вербовка сторонников – наиболее опасная сторона их деятельности в интернете. Если ответ такой пропаганде решат дать такие гиганты, как Google и Facebook, он может быть крайне эффективным.

Представители интернет-компаний вынуждены вести себя осторожно. Они заинтересованы в том, чтобы не выглядеть агентами правительств и гарантировать пользователям свободу информации и неприкосновенность персональных данных. Представители Google подчеркивают, что речь идет не о подмене выдачи, но о технологиях, позволяющих идентифицировать потенциально опасный запрос и предложить в ответ дополнительную ссылку на контрпропагандистский ресурс.

Такое сотрудничество могло бы быть эффективным и в России, но российские власти предпочитают взаимодействовать с интернет-бизнесом в ручном режиме, придерживаясь максимально непрозрачных схем. Сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом заключается прежде всего в установке провайдерами отслеживающего оборудования (COPM), в исполнении требований спецслужб и Роскомнадзора закрыть ту или иную группу или заблокировать ресурс. Эпоха взаимодействия между соцсетями и государством в России закончилась с отъездом из страны основателя «В контакте» Павла Дурова в 2014 г. Годом раньше Дуров создал мессенджер Telegram, ставший с тех пор одним из самых популярных в мире. По словам Дурова, администрация Telegram блокирует по 10 каналов террористической направленности в день.