Препарат, который подвел Марию Шарапову

Аргументов за то, что милдронат является допингом, столько же, сколько и контраргументов

«Я сделала большую ошибку. Я расстроила своих фанатов и нанесла вред спорту», – заявила в понедельник Мария Шарапова. В ее пробе, взятой во время Открытого чемпионата Австралии – 2016, обнаружено запрещенное для спортсменов вещество мельдоний (попало в список Всемирного антидопингового агентства, WADA, с 1 января 2016 г.). По словам Шараповой, она принимала лекарство с этим веществом под названием «милдронат» 10 лет и не знала, что теперь он под запретом.

Шарапова не одна такая. Среди тех, у кого оказались позитивные пробы, российские олимпийские чемпионы по шорт-треку Семен Елистратов и Екатерина Константинова, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Екатерина Боброва, чемпион мира по конькобежному спорту Павел Кулижников, велогонщик Эдуард Ворганов, волейболист Александр Маркин.

Милдронат разработан в 1970-х гг. в Институте органического синтеза Латвии как препарат, стимулирующий рост у животных. Среди показаний к его применению человеком – ишемическая болезнь сердца, синдром абстиненции при хроническом алкоголизме, а также перенапряжение, в том числе у спортсменов. Производителю милдроната – латвийской Grindex этот препарат обеспечивает 30–35% оборота, рассказал изданию «Медуза» предправления компании Юрис Бундулис.

В мире мельдоний используют редко (в США он не зарегистрирован), он популярен на постсоветском пространстве. С приемом милдроната выносливость спортсменов растет, они быстрее восстанавливаются после тренировки – таковы аргументы антидопингового агентства. Мельдоний действует на организм примерно как запрещенный триметазидин (модулятор сердечного метаболизма), он похож на инсулин (применяется для лечения диабета; также находится в списке WADA). Опасность и в том, что его легко купить.

Мельдоний – не допинг, уверена Grindex. Он нужен для предотвращения гибели клеток, а не для увеличения производительности здоровых; улучшить спортивные результаты он не может. Допинг – последнее, для чего можно принимать мельдоний, уверен Иван Глушков, заместитель гендиректора Stada CIS (производит препарат с мельдонием под брендом «Кардионат»). Масштабных клинических исследований, говорящих об обратном, по его словам, не было. Впрочем, создатели инсулина тоже вряд ли предполагали, что их изобретение может стать допингом. Лекарства, разработанные для лечения серьезных заболеваний, иногда обладают большим потенциалом для злоупотреблений.

Кстати, на очереди кофеин и никотин: WADA включило их в список для мониторинга (об этом сообщила USA Today). Сколько спортсменов пьют кофе?