Порог чувствительности

От чего зависит объявление национального траура в России

Минувшее воскресенье было в Ростовской области днем траура по погибшим в крушении Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai. Самолет, возвращавшийся из Дубая, разбился при втором заходе на посадку в сложных погодных условиях: из-за сильного ветра и снегопада несколько других бортов ушли из Ростова на запасные аэродромы. Погибли все 55 пассажиров и семь членов экипажа Boeing.

Двадцать лет назад гибель 62 человек в авиакатастрофе, по всей вероятности, стала бы поводом для объявления президентом общенационального траура. Документа, описывающего основания для объявления президентом траура в масштабе страны, не было и нет, но с момента объявления первого в новейшей истории траурного дня – по 137 погибшим в столкновениях октября 1993 г. – негласный порог по числу жертв регулярно повышался. В 1990-х гг. Борис Ельцин несколько раз объявлял траур после трагедий, когда число погибших исчислялось несколькими десятками: 28 сентября 1996 г. был днем памяти 19 погибших в столкновении автобуса с поездом, из них 17 были дети; 5 декабря 1997 г. был объявлен траурным днем в память 67 горняков, погибших на шахте «Зыряновская»; 17 февраля 1999 г. – 57 жертв пожара в здании самарского ГУВД.

Взрывы домов в Буйнакске (64 погибших) и на московской улице Гурьянова (106 погибших) в сентябре 1999 г. подняли негласную планку объявления общероссийского траура до 100 жертв. Тринадцатого сентября, в день траура по погибшим в Буйнакске и Москве, террористы взорвали дом на Каширском шоссе (124 погибших), спустя еще три дня – грузовик у дома в Волгодонске (19 погибших). Общее число погибших во второй волне терактов, таким образом, превысило 300 человек, но второй день траура объявлен не был. Исключения из негласного «правила 100 жертв» были сделаны всего несколько раз: в августе 2004 г. по 90 погибшим в двух терактах на Ту-134 и Ту-154, в апреле 2010 г. – по 97 жертвам крушения под Смоленском Ту-154 с Лехом Качиньским на борту.

Участившиеся теракты и авиакатастрофы подняли порог чувствительности еще выше: поводом для назначения траура не стали ни крушение Ту-154 на Шпицбергене в августе 2006 г. (141 погибший), ни падение Boeing 737 в Перми в сентябре 2008 г. (88 погибших), ни авария на шахте «Распадская» в мае 2010 г. (91 погибший). Во время третьего президентского срока Путина оба раза поводом для общероссийского траура становились катастрофы, где число жертв приближалось к 200. Первого ноября 2015 г. был днем траура по 224 погибшим при взрыве А321 «Когалымавиа» над Синаем, 9 июля 2012 г. – по жертвам наводнения в Краснодарском крае (171 человек) и россиянам – жертвам ДТП на Украине (15 человек). Зато траурных дней стало меньше – всего два за последние пять лет, в то время как за прежние 20 лет их было 24.

То есть чисто арифметически понятно, почему президент не стал объявлять общероссийский траур по погибшим в ростовском аэропорту: 224 больше 62. Но если отставить циничную арифметику, 62 – это много. Шестьдесят два погибших человека – это много горя.