Откуда берется религиозный терроризм

Наиболее опасно бездумное или злонамеренное соединение религии с политикой

Выражая соболезнования родным и близким жертв брюссельских терактов, патриарх Кирилл сказал о необходимости богословского осмысления терроризма. В его словах можно видеть политическую конъюнктуру – претендуя на роль института, формирующего государственную идеологию, РПЦ не может не высказаться на столь важную политически тему. Но тема действительно важная.

Такое осмысление уже ведется. Прежде всего в теологическом осуждении терроризма, разработке критериев отделения радикализма от нормы заинтересована мусульманская община, говорит старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов. Процесс затрудняется тем, что ислам полицентричен, это множество школ и течений, часто плохо примиримых друг с другом. И тем не менее результаты такой работы есть: например, Московская богословская декларация, в которой ряд авторитетных исламских ученых осудили радикализм, экстремизм и насилие под религиозными лозунгами, дав теологическое толкование понятиям, чаще других становящимся предметом политических спекуляций (джихад, халифат и такфир).

Вопрос о религии и насилии давно обсуждается в западном богословии и является неотъемлемой частью того, что принято называть «политической теологией», говорит старший преподаватель Стокгольмской школы теологии, научный сотрудник Колумбийского университета архимандрит Кирилл (Говорун). Один из главных вопросов дискуссии – как провести различие между религией и ее злоупотреблениями и чем злоупотребления являются с точки зрения самой религии.

Основные выводы, к которым пришла политическая теология после 11 сентября, – сознание необходимости комплексного и поликонфессионального подхода к проблеме религиозного радикализма и терроризма, сочетающего теологический анализ проблемы с психологическим и социологическим (эти выводы получают применение на государственном уровне – например, в 2006 г. правительство Тони Блэра запустило пятилетнюю программу комплексного исследования роли религии в британском обществе). Религия должна играть важную роль в публичной сфере – и принадлежность к религиозной общине больше не факт личной биографии верующего.

Политическая теология говорит, что наиболее опасно бездумное или злонамеренное соединение религии с политикой. Нас в этом смысле должна беспокоить российская политика «духовных скреп» и «традиционных ценностей». Одно утешает: она все-таки в массе опирается не на реальную религиозность.