Война для юношества

Патриотическое воспитание в России ориентируется только на армию и победу

Спустя 70 лет после окончания Второй мировой войны, спустя полтора месяца после достижения перемирия в новейшей сирийской войне в России создается военизированная организация всероссийского охвата для детей и молодежи – «Юнармия». Принципиально идея «Юнармии» поддержана Владимиром Путиным, доложил на заседании огркомитета «Победа» замминистра обороны Николай Панков. Проект уже запущен: отобраны пилотные регионы, в мае планируется провести первый слет. Возрождение существовавшего в советские годы массового движения станет «решительным шагом, консолидирующим существующие в настоящее время практики» госполитики патриотического воспитания, заверил замминистра: идея патриотизма «вновь очень остро востребована обществом».

Итак, патриот теперь, как и в советские времена, снова выглядит как человек в форме и с автоматом, а патриотическое воспитание требует приставки «военное», даже если речь идет о детях. Во времена СССР «Юнармия» была той самой организацией, которая проводила «Зарницы» с метанием гранат на дальность и собиранием автомата на скорость. Ее преемником после распада СССР стало куда менее масштабное, но тоже военизированное Движение юных патриотов со штабом на территории Московского военного округа. К концу 1990-х оно существовало уже только в виде отдельных групп энтузиастов в регионах, которые по-прежнему проводили «Зарницы», вахты памяти 22 июня и по мере возможности занимались поисками пропавших в годы войны.

В начале 2000-х милитаристская тема в работе с молодежью отошла на второй план, а патриотическая идея трансформировалась.

Самыми массовыми «молодежками» были сначала «Идущие вместе», а затем «Наши», спрессовавшие идею любви к родине до идеи любви к действующему президенту. Однако попытки формулировки позитивной базы патриотизма что в детском, что во взрослом измерении провалились. Страна увлеченно погрузилась в борьбу с внутренними врагами, которая не сошла на нет и тогда, когда были найдены внешние, с которыми пришлось бороться с оружием в руках. Государственная пропаганда успешно создала образ нового патриота-воина: «вежливый человек» с автоматом, новый безымянный солдат-победитель.

Милитаристская повестка в новостях дублировалась милитаристской же повесткой в истории. Масштабное празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной прошло под знаком борьбы с неназываемыми врагами, которые жаждут пересмотра итогов войны и минимизации авторитета России как страны-победительницы.

Собственно, как раз в прошлом году празднование победы оформилось как бесконечный процесс: оргкомитет «Победа» стал постоянно действующим. Нынешнее его заседание стало 37-м. На повестке дня была подготовка к празднованию 71-й годовщины Победы. Впрочем, первый зампред оргкомитета Дмитрий Рогозин предупредил, что с 22 июня 2016 г. «начинается новый цикл памятных дат, связанных с 75-летием событий Великой Отечественной войны».