Чуть меньше контроля

Юрист Павел Кондуков о решении Верховного суда, ограничивающем полномочия налоговых органов

Цена в договоре – это важное условие, которое позволяет получить доход, платить из него зарплату, арендовать офис и нести иные расходы, связанные с обычной хозяйственной деятельностью. Со стороны заказчика это затраты, также направленные на обеспечение нормальной деятельности. Налоговые органы всегда хотели иметь право корректировать эту цену с целью доначисления налогов.

С 1 января 2012 г. действуют новые правила законодательства по контролю за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами. Право осуществлять такой контроль предоставлено центральному аппарату ФНС в отношении контролируемых сделок (ограниченный перечень самых «дорогих» или внешнеторговых), а местные налоговики решили, что вправе проверять все другие сделки, не являющиеся контролируемыми. Большинство крупных и средних компаний осуществляют бизнес в России через аффилированные организации, поэтому проблема приобрела массовый характер и осложнялась наличием противоречивой судебной практики и жесткой позицией налоговых органов.

11 апреля судебная коллегия Верховного суда решила, что рядовые налоговики не вправе подвергать сомнению цены по сделкам между взаимозависимыми лицами и доначислять налоги на этом основании. Налоговый кодекс наделяет правом по контролю за ценами только центральный аппарат ФНС.

Неограниченный контроль за ценами поставил бы в неравное положение налогоплательщиков: одни (которых проверяет ФНС) наделяются дополнительными правами и гарантиями, а другие (проверка рядовыми налоговыми) не имеют этих прав и гарантий.

Суд не убедила цель сбора большего количества налогов посредством максимального и незаконного контроля. Главное – это нормы Налогового кодекса (НК) и воля законодателя: при принятии новых законодательных правил депутаты Госдумы и Минфин готовили соответствующие заключения и выступали за ограничение контроля. Основной причиной этих изменений стало крайне неудачное применение на практике рядовыми инспекторами ст. 40 НК, что было связано с их недостаточной компетенцией и общим несовершенством прежних правил контроля за ценами.

Верховный суд принял важное решение для судебной практики. Оно означает, что большинство договоров не подлежат переоценке, особенно если речь идет о российских сторонах сделки. В то же время местные налоговые органы вправе выявлять получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, когда есть признаки искусственного занижения цен по сделкам, использования мошеннических схем и т. п., и на этом основании доначислять налоги. Верховный суд указал на возможность реализации этого права только в случае сбора всех необходимых доказательств. Фактов взаимозависимости и нерыночной цены недостаточно для такого вывода.

В любом случае позиция судебной коллегии существенно снижает административную нагрузку на бизнес, что немаловажно в текущих экономических условиях.

Автор – руководитель налоговой практики «Пепеляев групп»