Временная приватизация

Россияне опасаются, что новый этап распродажи госсобственности только усугубит кризис и несправедливость

Россияне не верят, что приватизация поможет вывести экономику из кризиса, и опасаются, что она усилит имущественное неравенство. Дают о себе знать печальный опыт 1990-х гг. и опасения, что несправедливый передел активов в пользу ограниченного круга лиц повторится.

По данным ВЦИОМа, в 1991 г. 51% опрошенных полагал, что приватизация поможет выходу из кризиса, 20% опасались, что его усугубит. Сейчас мнение диаметрально изменилось: 48% опасаются усугубления кризиса, лишь 19% думают, что приватизация поможет. В 1991 г. 43% опрошенных надеялись, что приватизация будет способствовать более справедливому распределению доходов, 27% опасались углубления неравенства. Сейчас его углубления боятся 65% респондентов, 15% полагают, что справедливости будет больше.

Негативное отношение к приватизации вызвано прежде всего обманутыми ожиданиями 1990-х гг., отмечает политолог Алексей Макаркин. Отказ от плановой экономики не привел к ожидавшемуся процветанию и вынудил миллионы людей изменить сферу деятельности, вызвал резкое снижение доходов. Многие проигравшие столкнулись с издержками переходной экономики: безработицей, закрытием предприятий, задержками зарплаты. Попытки части реформаторов сделать приватизацию массовой провалились: самые выгодные активы получили связанные с властью бизнесмены. Несправедливость и неэффективность приватизации связали ее с эпитетом «грабительская». «Первородный грех» приватизации 90-х признавали и ее бенефициары.

Для российской власти с начала 2000-х стигматизация крупного бизнеса, «поураганившего в 90-х», является одной из идеологических подпор.

Власть в этом вопросе «солидарна с народом». Тем более что ее частно-экономические практики основаны как раз на доении частного бизнеса, отъеме или ренационализации «несправедливо нажитых» активов. Громкий кейс «Башнефти» как бы напомнил обществу, что когда-то давно все было приватизировано незаконно и правильным решением будет вернуть собственность государству. Любопытно, что сейчас «Башнефть» – одна из первых в очереди на новую приватизацию. Через сколько лет ее законность будет подвергнута сомнению?

Сегодня правительство признало экономическую необходимость приватизации крупных пакетов госсобственности. Но одновременно пытается обставить ее множеством условий, чтобы, с одной стороны, получше выглядеть в глазах электората (продаем честно), с другой – подстраховаться на случай следующих переделов (чем больше условий, тем легче найти нарушения).

Против новой волны приватизации возражают 68% опрошенных ВЦИОМом (в 1991 г. – всего 19%). Недавние скандалы с выделением выгодных подрядов и концессий людям, связанным с ближним кругом президента, способны усилить этот протест. Возможно, Кремлю надо разъяснить гражданам, что приватизация носит условный и непостоянный характер, приобретенные активы будут возвращены государству, а через некоторое время реализованы снова.