Национализация и бюрократизация праздников

Как Россия готовится к Первомаю и Дню Победы

Увеличение числа разного рода патриотических акций перед майскими праздниками напоминает о начале традиционного сезонного обострения. Любопытно в этой связи сравнить важность праздников 1 и 9 Мая.

День весны и труда в этом году совпал с православной Пасхой, что вызвало вялую дискуссию на левом фланге – где-то в регионах власти не согласовали демонстрации профсоюзов, ФНПР и коммунисты оспаривают это, отдельные представители РПЦ выступили против запрета демонстраций. Бывший День солидарности трудящихся давно утратил прежнее идеологическое значение. В отсутствие сильных и независимых профсоюзов Первомай превратился в длинные выходные, которые в зависимости от уровня достатка семей используются для пикников или сельхозработ. В известном смысле мы наблюдаем в этом году честную конкуренцию за 1 Мая между профсоюзами и православными (коммунисты как бы и за тех и за других) – власти этот праздник не очень нужен.

Другое дело День Победы. Так случилось, что этот единственный объединяющий всех праздник приобрел важнейшую государственную функцию, он составляет фундамент государственности и имперской идеологии. Власть стремится присвоить исторические достижения победителей и заодно обвинить своих оппонентов в отрицании исторического значения Победы. Это логичным образом приобретает рутинный бюрократический характер: пишутся планы мероприятий, как на празднование, так и на борьбу выделяются бюджетные и внебюджетные деньги, всевозможные активисты чуть ли не на конкурсной основе пытаются предложить свои услуги власти.

В четверг группа неизвестных с георгиевскими ленточками напала в центре Москвы на детей – финалистов конкурса «Мемориала» «Человек в истории. Россия – XX век» и сопровождавших их лиц. Маскирующиеся под патриотов хулиганы называли учителей и школьников «национал-предателями», забрасывали их яйцами, облили зеленкой писателя Людмилу Улицкую. Присутствовавшие на месте активисты Национально-освободительного движения и Евразийского союза молодежи отрицают свое участие в акции, но считают, что участники конкурса переписывают историю и очерняют День Победы.

В подобных акциях есть, конечно, поддерживаемая государством агрессия – наш патриотизм негативный и плохо представим без поиска врагов. Но есть и бюрократическая нетерпимость к частной или общественной активности – поле праздника должно быть полностью бюджетным, чтобы можно было на этом зарабатывать. Как такое государственническое празднование вырождается, можно судить по 1 Мая.