Огненное перемирие в Сирии

Бомбежки Алеппо могут сорвать процесс дальнейшего урегулирования

Режим прекращения огня, объявленный в Сирии 27 февраля, все время нарушается. Происходящее в последние две недели в Алеппо, самом сложном регионе Сирии, может поставить крест на этом странном огненном перемирии. В среду вечером должно было пройти посвященное ситуации в Алеппо заседание Совета Безопасности ООН.

По словам представителей ООН, с 22 апреля жертвами бомбардировок стали 279 гражданских жителей города: 155 – в районах, контролируемых оппозицией, и 124 – правительственными силами. По данным «Врачей без границ», за последние 10 дней по Алеппо было нанесено около 300 авиаударов. В результате авиаудара по больнице 27 апреля погибло не меньше 30 человек (60 ранено), в том числе единственный остававшийся в этой части города врач-педиатр. (Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун возложил ответственность на власти Сирии, сирийская армия опровергла причастность к обстрелу, российское Минобороны сначала заявило, что в районе работал самолет антиигиловской коалиции, а затем – что обстрела не было.) 3 мая в результате минометного обстрела больницы в части города, контролируемой правительством, погибли три человека и 16 получили ранения (госсекретарь США Джон Керри возложил ответственность за обстрел на сирийскую оппозицию).

«Врачи без границ» и гуманитарные организации публикуют воззвания, призывающие ООН, США и Россию сделать все возможное, чтобы остановить гуманитарную катастрофу. Однако режим тишины, о котором России и США удалось договориться в Дамаске и Латакии, на Алеппо не распространяется. Алеппо – самый сложный регион Сирии, концентрация антиправительственных группировок там чрезвычайно высока.

Отличить среди них террористические, бомбить которые в рамках перемирия можно, от нетеррористических крайне затруднительно, говорит политолог Леонид Исаев. При этом успех в Алеппо для Асада крайне важен: самый крупный город Сирии – важнейший стратегический пункт и опора оппозиции.

Россия и США, председательствующие в Международной группе поддержки Сирии (МГПС), заинтересованы в том, чтобы демонстрировать контроль над соблюдением перемирия. Если станет понятно, что Дамаск неподконтролен МГПС, это, с одной стороны, поставит под удар весь процесс урегулирования, с другой – развяжет руки коалиции под руководством США. Усиление позиции Асада ставит под вопрос его участие в процессе урегулирования – предполагающем, по мнению большинства участников переговоров, его отставку.

Считать, что в ситуации полномасштабной гражданской войны можно всерьез воздействовать даже на Башара Асада, не говоря уже о крайне пестром наборе оппозиционных групп, довольно наивно, говорит эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Россия и США имеют в этой ситуации довольно ограниченный арсенал средств воздействия. Главное, что они могут сделать, – продемонстрировать единство переговорной позиции. Это может быть важным центром тяжести для в целом крайне нестабильной ситуации. Прогресс важно продемонстрировать к следующей женевской встрече. Предыдущая 27 апреля оказалась почти провальной.

В среду вечером информагентства сообщили, что США и Россия договорились распространить режим тишины на Алеппо. Теперь нужно смотреть, что у них получится.