«Бессмертный полк» или георгиевская ленточка?

Найти снимки дедов и прадедов, рассказать о них детям – значит уже воздать им память

Чем ближе День Победы, тем чаще мелькают георгиевские ленты в самых разных, подчас весьма неожиданных, контекстах. Под стеклами и на антеннах автомобилей, на куртках и пиджаках, в телесюжетах, заголовках новостей, на кассовых терминалах в магазинах (в прошлом году, например, кассирша выдала мне такую ленточку вместе со сдачей)... В среду агентство «РИА Новости» сообщило, что депутат от КПРФ Павел Дорохин, удостоившийся попасть в число почетных гостей на генеральной аудиенции папы римского Франциска, подарил георгиевскую ленточку и ему.

Ничего против георгиевской ленты как символа победы я не имею – разве только одно: слишком просто ее нацепить, слишком формальный это способ проявить признательность и воздать память прошедшим через ту войну, и слишком мало эта ленточка говорит о моей личной, живой причастности к событиям более чем 70-летней давности. Это как с надписью «Спасибо деду за победу» на заднем стекле автомобиля. Ни к чему эта надпись владельца машины не обязывает, к сожалению.

Гораздо более настоящая и живая память о войне, о людях, через нее прошедших или павших в сражениях, – акция «Бессмертный полк». Я не о том, чтобы взять плакаты с фотографиями воевавших дедов и прадедов и торжественно прошествовать с ними по Тверской. Можно вообще никуда не ходить, а вот найти уцелевшие фотоснимки, отретушировать их, вставить в рамки, узнать какие-то подробности о жизни наших прадедов и дедов, рассказать детям... Тогда мы действительно их не забыли, тогда мы и правда их помним и любим, даже если лично ни разу не встретились.

Нечто подобное случилось на днях в школе, где учится мой старший сын: классный руководитель попросила нас с детьми разыскать фотографии воевавших родственников, узнать о них хотя бы несколько фактов и принести снимки с подписями в школу. Оклеена была вся стена – дети принесли по два, по три, по четыре фото, о ком-то из прадедушек вообще узнали впервые. Нашлось такое дело, к которому отнеслись неравнодушно.

В России, к сожалению, все хорошее умеют гиперболизировать, довести до абсурда и увести куда-то в сторону. Власти Саратовской области и Республики Тыва были замечены в попытках принудительно согнать детей и студентов на акцию 9 мая. А президент Владимир Путин назвал недавно «Бессмертный полк» «удивительной демонстрацией единства многонациональной российской нации», которая «вызывает тревогу у наших оппонентов» (цитата по РБК). Не знаю, при чем тут демонстрация и оппоненты с их тревогой. Но уверен: память о тех, кто пожертвовал жизнью ради мира, – одно из немногих оснований, способных объединить людей по-настоящему.