Новая математика нефтяного рынка

Эксперт S&P Global Platts Вандана Хари о том, что восстановление баланса будет долгим и болезненным

Цены на нефть по фьючерсным контрактам в апреле достигли самой высокой отметки с начала года и удерживаются на повышенном уровне в начале мая, несмотря на то что 17 апреля на встрече в Дохе ведущие производители нефти, входящие и не входящие в ОПЕК, так и не смогли договориться о замораживании добычи.

Бессрочная забастовка нефтяников в Кувейте, начало которой совпало со встречей в Дохе, привела к падению добычи на 60% до 1,1 млн баррелей в день. Это напомнило рынкам о том, что производство нефти на Ближнем Востоке и в Северной Африке по-прежнему уязвимо из-за саботажа, террористов или общей нестабильности. Забастовка стала реакцией на серию финансовых и экономических реформ (включая снижение зарплат в отрасли), о которых в марте объявило правительство, чтобы справиться с низкими ценами на нефть. Это была первая с 2011 г. забастовка в национальной нефтяной компании в регионе Персидского залива, но вряд ли она будет последней, если учесть, что правительства государств по всему региону сейчас затягивают фискальные пояса. Забастовка закончилась спустя три дня, но в результате цены на нефть выросли, и 28 апреля цена на Brent перевалила за $48 за баррель – самая высокая отметка с начала года.

Перебои в поставках нефти продолжают преследовать Нигерию, а обостряющиеся финансовые проблемы других стран-производителей, например Венесуэлы и Анголы, наводят на мысли о том, что, возможно, грядет незапланированное сокращение добычи в ряде государств ОПЕК, которые начинают испытывать нехватку средств для выплат партнерам по совместным предприятиям и нефтепромысловым сервисным компаниям.

Добыча в США продолжает сокращаться. В апреле она опустилась ниже отметки в 9 млн баррелей в день, а по последним прогнозам Агентства энергетической информации США (EIA), средний уровень добычи в 2016 г. может составить 8,6 млн баррелей в день, что почти на 800 000 баррелей в день меньше, чем в 2015 г. EIA также скорректировало свой прогноз добычи на 2017 г., снизив его до 8 млн баррелей в день.

В апреле хедж-фонды и инвестиционные компании по обе стороны Атлантики создавали крупные чистые длинные позиции по контрактам на Light Sweet на NYMEX и Brent на ICE, исходя, по-видимому, из того, что устойчивый рост мирового спроса и сокращение добычи в государствах, не входящих в ОПЕК, приведут к восстановлению баланса на рынках во второй половине текущего года.

Решение ФРС США 27–28 апреля сохранить процентные ставки на прежнем уровне, хотя и было ожидаемым, вызвало ослабление доллара и рост цен на нефть. Тем не менее нефтяное ралли не изменило мнения ряда специалистов, наблюдающих за рынком.

Продолжающееся сокращение количества буровых в США – на 80% по сравнению с пиковыми значениями октября 2014 г. – никого не удивляет, и снижение объема годовой добычи в 2016 г., впервые после роста в течение семи лет подряд, уже давно учитывается при расчетах рынка.

По данным S&P Global Platts, Иран в марте этого года увеличил объем добычи нефти до 3,23 млн баррелей в день, что на 340 000 баррелей в день больше, чем в декабре, последнем полном месяце перед снятием с Ирана санкций. В марте объем добычи 13 странами ОПЕК немного увеличился по сравнению с февралем и продолжил рост в апреле, достигнув 32,52 млн баррелей в день.

Срыв Саудовской Аравией подписания соглашения о замораживании добычи при отказе Ирана от участия в соглашении свидетельствует о том, что на следующей, запланированной на 2 июня, встрече, скорее всего, будет поддержана недавняя стратегия ОПЕК по защите своей доли на рынке. Если не будет новых крупных перебоев с добычей на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а Иран устранит все препятствия для наращивания добычи, трудно определить, что же именно может вызвать восстановление баланса на рынке во второй половине года.

Международное энергетическое агентство (IEA) предполагает, что в 2016 г. мировой спрос на нефть возрастет на 1,2 млн баррелей в день, причем на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится весьма солидная доля роста – 900 000 баррелей в день. Большие надежды связаны с тем, что Индия заменит Китай в качестве локомотива роста спроса в Азии. Индия находится на подъеме, но при этом ее исходный уровень потребления сравнительно невысок – около 4,2 млн баррелей в день. Даже с учетом ожидаемого роста потребления на 8% в год Индия добавит всего 340 000 баррелей в день в мировой объем спроса.

Рост спроса на нефть в Китае замедляется с 5,7% в 2015 г. до прогнозируемых 2% в 2016 г., а его текущий уровень едва превышает 11 млн баррелей в день. Это ведет к снижению роста потребления почти на 400 000 баррелей в день, т. е. в текущем году оно возрастет лишь на 220 000 баррелей в день.

Спрос в Японии, втором крупнейшем потребителе в регионе, постоянно снижается. В Южной Корее, занимающей 4-е место в Азии по потреблению, в I квартале этого года спрос вырос на 5,9% благодаря низким ценам, что дает дополнительно около 110 000 баррелей в день. Однако цифры роста не впечатляют, даже если не учитывать риска того, что спрос со стороны основных азиатских потребителей может оказаться меньше, чем ожидается.

Мировой рынок нефти обречен на болезненно медленное восстановление баланса, в основном за счет предложения, учитывая, что спрос будет ослаблен из-за сложной экономической ситуации в краткосрочной перспективе и стремления использовать более экологичные источники энергии в более отдаленной перспективе. Меняется вся математика отрасли – от оценки рентабельности дорогостоящих проектов до эластичности спроса. Ожидаемое восстановление рынка может так и не случиться во второй половине 2016 г.

Автор – шеф-редактор S&P Global Platts в Азии, научный сотрудник института S&P Global Institute