Nissan Motor и новый альянс

Как фальсификация расхода топлива привела Mitsubishi к Карлосу Гону

Право же, эту компанию (теперь ее называют альянс) очень любит Госпожа Удача. Когда в 1999 г. Renault объявила о том, что покупает 36,8% оказавшейся на грани банкротства Nissan, почти все сочли эту идею тогдашнего президента Renault Луи Швейцера безумной: небольшой французской компании ни за что не вернуть к жизни третьего по величине автопроизводителя Японии, а почти $5 млрд, заплаченные за долю в Nissan, Renault придется списать в убытки. На роль спасителя Nissan Швейцер выбрал своего заместителя Карлоса Гона. А уже приняв решение, Швейцер спросил у Гона, как он оценивает свои шансы на успех. Гон ответил, что 50/50 – вспоминал он в своей книге «Гражданин мира». На что Швейцер сказал: «Если бы я считал, что ваши шансы на успех всего лишь 50%, я бы ни за что не поставил под удар Renault, покупая Nissan».

Финал той истории хорошо известен: Nissan расплатилась с долгами на год раньше срока, компании сформировали устойчивый и продуктивный альянс, который стал четвертым по величине автопроизводителем в мире (после Toyota, GM и VW Group, 8,2 млн машин в 2015 г.), Карлос Гон с 2005 г. возглавляет обе компании, и сегодня именно Nissan выступает старшим братом в семье: за 2015 г. Renault получила 2,960 млрд евро чистой прибыли, из нее 1,976 млрд евро обеспечили доходы от доли в Nissan.

И вот под началом Карлоса Гона появляется новая компания, где он может проявить свои таланты реорганизатора: 12 мая было объявлено, что Nissan Motor покупает за $2,2 млрд 34% акций Mitsubishi Motors, что делает Nissan контролирующим акционером Mitsubishi. Соглашение должно быть подписано до 25 мая, Nissan выдвинет четырех человек в совет директоров Mitsubishi Motors, один из которых возглавит компанию.

Сделка стала возможна после того, как в апреле вскрылся тот факт, что Mitsubishi Motors на протяжении длительного срока фальсифицировала реальный расход топлива производимых ею автомобилей. С 19 апреля акции Mitsubishi Motors упали на 43%, компании группы Mitsubishi (Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Corp. и Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ), владевшие совокупно 34% акциями Mitsubishi Motors, отказались спасать свою проштрафившуюся «дочку», и тут со своим предложением появился Nissan.

По иронии судьбы, именно инженеры Nissan вывели Mitsubishi Motors на чистую воду: Mitsubishi по контракту выпускает микролитражки под брендом Nissan для японского рынка, в процессе тестирования автомобилей нового поколения инженеры Nissan обратили внимание на расхождение фактических и заявленных цифр и предали этот факт огласке. (Mitsubishi Motors пришлось признать, что речь идет не только о микролитражках: занижался расход у девяти моделей, включая кроссовер). Но ни о какой «инсайдерской торговле» со стороны Nissan речи не идет: правила нарушала Mitsubishi Motors, и Nissan объявила об этом, чтобы защитить свой бренд и избежать обвинений в том, чего она не совершала.

Гон во второй раз ступает в ту же самую реку. «Мы не собираемся менять Mitsubishi. Mitsubishi должна измениться сама. А мы поможем Mitsubishi сделать это», – сказал Гон, объявляя о сделке. Ту же самую фразу он произнес 17 лет назад, придя в Nissan из Renault.

Сегодня скептиков в отношении альянса Nissan – Mitsubishi гораздо меньше, чем 17 лет назад. Потому что Гон собирается применять те же самые рецепты, доказавшие свою эффективность: сохранение идентичности каждого бренда и независимости компаний, четкий контроль и разделение обязанностей. Ситуация выглядит взаимовыгодной. Mitsubishi Motors получает шанс на новую жизнь с ресурсами одной из крупнейших автомобильных групп в мире, включая финансовые (чистая прибыль Nissan в финансовом году, закончившемся 31 марта, выросла на 14,5% до $4,4 млрд). Nissan, среди прочего, получает бизнес по производству микролитражек (от которого он отказался в пользу Mitsubishi в 2010 г.) и сильные позиции Mitsubishi в Юго-Восточной Азии.

Предполагается, что на урегулирование претензий, связанных с фальсификацией расхода, может понадобиться до $1 млрд. Для Nissan это немного. Так что все у нового альянса должно быть хорошо. Только если в шкафу Mitsubishi не найдутся новые скелеты. А Гон специально оговорился, что сделка будет закрыта в течение года – только после того, как Nissan исследует состояние дел в Mitsubishi.