Кадыровский мост или ахматовский

Что смущает петербуржцев в идее назвать мост именем чеченского президента

Летом интерес к мостам в Петербурге обычно ограничивается временем их разводки – как бы не опоздать. Но кроме 13 разводных в городе существует еще больше 300 мостов. Один из них – безымянный железобетонный мост длиной около 150 м через Дудергофский канал на юго-западной окраине города – на этой неделе привлек внимание всей страны. 30 мая городская топонимическая комиссия рекомендовала назвать его именем Ахмата Кадырова. Горожане возмутились. Петиция против переименования за неполных четыре дня собрала больше 58 000 голосов, на понедельник назначен митинг.

Аргументы протестующих разные по силе и страсти. Политики и историки до сих пор не разобрались в характере происходивших в Чечне событий, написал в письме губернатору режиссер Александр Сокуров, который просит не упоминать в Петербурге имен «членов этой одиозной семьи». Еще живы солдаты и офицеры, участвовавшие в чеченской войне, и родственники тех, кто погиб на ней, напоминают другие. Самый, пожалуй, нейтральный довод – Ахмат Кадыров не сделал для этого города ничего хорошего. Равно как и ничего плохого – но разве это повод для того, чтобы выбить его имя на табличке.

Сторонники не спешат публично отстаивать свое мнение, но высказываются в том духе, что имя Кадырова на петербургском мосту поможет выстраивать отношения с исламским миром. Отношения Петербурга с мусульманским сообществом традиционно уважительные. Около 100 лет назад здесь на средства верующих была построена мечеть, самая большая в Европе и самая северная в мире. Логичным выглядит предложение одного из членов топонимической комиссии назвать именем первого президента Чечни чеченский культурный центр (если такой когда-нибудь появится в Петербурге).

В идее дать мосту новое для города имя многие из моих земляков видят «сигнал из Москвы» и сопротивляются этой «верховной воле». Есть в этом протесте проявление независимого характера жителей бывшей имперской столицы. А также любви к своему городу и увлечения краеведением, которое оставалось отдушиной в самые мрачные годы. Так боролись против строительства небоскреба на Охте – и победили. Если мост все-таки получит имя чеченского лидера, велика вероятность, что петербуржцы со свойственной им иронией и любовью к поэзии Серебряного века будут называть его Ахматовским.

Благодаря скандалу вокруг моста жители России узнали, что в Москве уже существует улица Кадырова, получившая это название без особого сопротивления горожан. А также о том, что кроме Дворцового и Аничкова в Петербурге еще много мостов, в том числе и безымянных.