МС-21 – самая амбициозная заявка российского авиапрома

Самолет должен конкурировать с Boeing 737 и A320

«Ну что, круто», – произнес премьер Дмитрий Медведев по окончании весьма эффектной презентации нового пассажирского лайнера – МС-21 на Иркутском авиазаводе. Выкатка нового самолета – это как рождение, затем следуют все прочие стадии жизни машины, и работы предстоит еще очень много. Тем не менее журналисты в Иркутске убедились, что завод самым серьезным образом готовится к производству новой машины. Медведев сказал, что первый полет состоится в будущем году, перед выкаткой «Иркут» (компания – создатель МС-21) заявлял о возможности первого полета в конце года, в любом случае разница в несколько месяцев несущественна.

За все постсоветское время бывшей авиапромышленностью СССР было доведено до серийного производства лишь три пассажирских самолета – украинские Ан-140 (этот проект, по сути, закрыт) и Ан-148 (близок к закрытию), а также «Суперджет». По поводу «Суперджета» можно сказать, что это была первая попытка создать отечественный коммерческий самолет и, несмотря на все сложности, сейчас собрано 100 машин – такой серийности не было с советского времени. Можно надеяться, что неизбежные ошибки, допущенные в работе над «Суперджетом», учитываются при создании МС-21.

С МС-21 российская авиапромышленность сделала очень амбициозную и рискованную заявку на конкуренцию с Boeing и Airbus в самом массовом сегменте гражданской авиапромышленности – машин размерности cемейств Boeing 737 и A320. Чтобы конкурировать с глобальной дуополией, в МС-21 заложены как весьма передовые технические решения, например первое для машин такого типа крыло из композитных материалов, так и решения компоновочные. Считается, что увеличенная ширина прохода позволит быстрее производить высадку и сделает самолет более привлекательным с точки зрения комфорта.

Доля иностранных комплектующих в цене самолета, равно как и совокупные затраты на его разработку, не разглашаются. Однако ясно, что и эта доля, и расходы весьма велики. С учетом политических событий последнего времени это создает риски, однако пока проблем с иностранными поставщиками нет. На выкатке, кстати, присутствовали топ-менеджеры таких компаний, как американская United Technologies (ее подразделение Pratt & Whitney создало двигатель для машины, российский двигатель ПД-14 пока проходит испытания). В любом случае в самолет вложены десятки миллиардов рублей, разработаны новые технологии, созданы новые производства и проект следует довести до конца – от его успеха зависят перспективы отечественной авиапромышленности в целом.