Фанатики против людей

Стрельба в Орландо в очередной раз обнаруживает механизмы популяризации террора

Массовое убийство в Орландо (штат Флорида) – страшная человеческая трагедия. Жертвами Омара Матина, американца афганского происхождения, открывшего стрельбу в гей-клубе, стали 50 человек, 53 ранены – это самый кровавый теракт в США со времен 11 сентября 2001 г.

Как всякий теракт, он усиливает существующие в обществе разделения, сторонники разных партий неизбежно пытаются сделать на этом политический капитал – особенно в условиях предвыборной кампании. Кандидат в президенты США от республиканцев Дональд Трамп поблагодарил тех, кто признает его правоту в отношении радикального исламского терроризма, и в очередной раз заявил, что Обама и Клинтон – не то, что нужно Америке. Кандидат от демократов Хиллари Клинтон не преминула сказать об опасности свободного распространения оружия и выразить поддержку ЛГБТ-сообществу. Президент Барак Обама выразил соболезнование семьям погибших, поблагодарил полицию Орландо, доложил о консультациях с главой ФБР и советниками по безопасности, коснулся темы защиты ЛГБТ и права ношения оружия и заявил о недопустимости атак на фундаментальные ценности американского общества.

Именно три эти темы – борьба с международным терроризмом, споры относительно права на ношение оружия и борьба за права ЛГБТ – станут определять политическую повестку Белого дома и сената в ближайшее время, пишет New York Times. Только третья сравнительно нова в этом контексте. И хотя после решения Верховного суда узаконить гей-браки по всей стране о притеснениях секс-меньшинств в США говорить не приходится, стрельба в Орландо может повлиять на снижение терпимости к гомофобии и в других странах.

Стрельба в Орландо в очередной раз обнаруживает механизмы популяризации терроризма. О прямых связях стрелка из Орландо с ИГИЛ (запрещенная в России организация) не известно. Есть сообщения, что Матин якобы перед терактом позвонил в службу 911 и заявил о солидарности с ИГИЛ. Представители террористов в понедельник назвали его «воином халифата». Опасность ИГИЛ не столько в вербовке адептов или переправке радикальной молодежи в Сирию, сколько в том, что они дают ясную и понятную систему ценностей радикального исламиста. Это позволяет «мятущимся душам» вписать свои частные фобии в разработанную и последовательную картину мира, в которой, например, ненависть к геям – религиозно оправданное основание для убийства.

Здоровое общество в ответ на террор всегда старается подняться над тем, что его разделяет. Стрелок из Орландо – фанатик, обуреваемый ненавистью, и только потом выходец из Афганистана, солидаризовавшийся с идеологией радикального исламизма, его жертвы – прежде всего люди, а потом уже представители ЛГБТ или носители либеральных ценностей. И здесь лучше политиков действуют простые люди, выходя по всему миру на манифестации с радужными флажками в знак солидарности с жертвами.