Полупроводники сигналов

Бизнес ждет разъяснений будущего экономики не от финансовых элит, а от первого лица

Утренняя сессия ПМЭФа «Макроэкономическая политика: стратегия действий» собрала аншлаг. С одной стороны, ожидаемо – выступали главные экономические госменеджеры: председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов и директор ЦСР и зампред экономического совета при президенте Алексей Кудрин. С другой стороны, странно – их позиции по поводу состояния российской экономики и путей его улучшения известны и много раз публично явлены, в том числе в последнее время.

Условно этот триумвират можно считать самыми высокопоставленными технократами, «системными либералами». Между ними есть некоторые отраслевые противоречия и есть разное видение задач (скажем так, из-за должностных обязанностей), но в целом они всегда за структурные реформы, сокращение расходов, стабильность бюджета и макроэкономических показателей. В общем, ничего нового. Почему же такой интерес?

Вероятно, первый мотив – само состояние экономики, явно нехорошее и с высоким уровнем неопределенности. Бизнес хочет понимать, что с ней будет, какие экономические решения будут приниматься в разных временных горизонтах.

Возможно, стоит говорить о том, что, по крайней мере, участники форума ждут этого понимания именно от либеральной части экономического блока.

Второй мотив – сама дискуссия о реформах, в последние несколько месяцев ставшая вновь активной и популярной. Бесконечное обсуждение тезисов сторонников и противников стимуляции роста, другие подробности возможных реформ несколько запутали население. Вдруг в дискуссии Кудрина, Силуанова и Набиуллиной можно уловить сигнал о том, какой вариант будет выбран?

Увы, вряд ли. Ничего особенно нового участники форума не услышали, но они придут в аналогичной ситуации послушать снова. Возможно даже, здесь важен эффект узнавания – ведь повторение правильных тезисов может быть приятно мозгу само по себе.

Если же говорить о сигналах, то при всем уважении к председателю ЦБ, министру финансов и главе ЦСР их сигналы – недостаточного уровня. (Можно, впрочем, выделить здесь ЦБ, которому удается благодаря жесткой позиции достигать важных целей в денежно-кредитной политике – эти сигналы точные, просто в экономике от них не все зависит.)

Ясно, что сигналы требуемого уровня для российской экономики могут исходить только от первого лица. Более того, это должны быть не слова о тех или иных реформах (их первое лицо произнесло за годы работы не меньше Кудрина, Силуанова и Набиуллиной, вместе взятых), это должны быть комплексные решения.

Владимир Путин сегодня выступит на пленарном заседании форума. Bloomberg, например, ожидает, что он призовет ЕС к нормализации отношений. Бывший президент Франции Николя Саркози в четверг заявил, что Путин, как «самый сильный», мог бы первым отменить санкции – и тогда все наладится. Это было бы неплохим сигналом. Возможен ли он? Совсем недавно предложение Кудрина поменять внешнюю политику, чтобы выйти из изоляции, было встречено окриком про тысячелетнюю историю России.

Экспресс-голосование на сессии показало, что главной проблемой экономики участники считают условия ведения бизнеса, далее с небольшим отрывом – высокая роль государства в экономике, изоляция, затем – непривлекательность внутренних инвестиций. Износ инфраструктуры волнует бизнес меньше всего.