Добровольно, но принудительно

Ирина Яровая предлагает лишать преступников гражданства в обход Конституции

Сюрреалистический антитеррористический пакет изменений в законодательство имени депутата Яровой и сенатора Озерова пополнился поправками ко второму чтению. В частности, профильным комитетом одобрена такая новация, как прекращение гражданства России путем «добровольного волеизъявления лица, выраженного в форме совершения действий», а именно совершения преступления террористической и экстремистской направленности или поступления на службу в иностранные силовые структуры либо международные НКО, в деятельности которых Россия не участвует. Эта версия гораздо шире исходного предложения Яровой лишать гражданства только террористов, угонщиков самолета, мятежников, сепаратистов и диверсантов.

Сейчас вариантов утраты российского паспорта всего два: по собственному желанию или же вследствие международных договоров о гражданстве с другими странами (т. е. переход в другое гражданство). Конституция запрещает лишать российского гражданства, т. е. прекращать его вопреки желанию самого гражданина. В поправке речь идет о «добровольном», но при этом автоматическом лишении. В каком-то смысле это расширение известной практики «увольнения» полицейских из МВД накануне совершения преступления. Совершил теракт? Так ты же не россиянин, конечно.

Инициатива выглядит куда жестче даже советского законодательства, которое предусматривало возможность принудительного лишения гражданства в исключительных случаях. В зависимости от исторического периода поводом мог стать отказ возвращаться на родину из-за границы либо «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР или наносящие ущерб престижу или госбезопасности». Такие решения должны были оформляться указом президиума Верховного совета в каждом случае отдельно. Массового же лишения гражданства не предусматривала ни одна редакция советского закона о гражданстве.

Все же авторы делают скидку: лишать российского гражданства «в форме совершения действия» нельзя, если у преступника нет никакого другого.

Поправка юридически безграмотна и даже в случае принятия применяться не может, считает правовед-конституционалист Елена Лукьянова: что такое «Россия», которая «не принимает участия» в работе «международной организации»? Поправка не имеет ничего общего с борьбой с терроризмом, а только ограничивает возможность участия граждан в работе НКО, указывает Елена Панфилова из «Трансперенси-Р», под удар могут попасть и благотворительные, и экологические, и просветительские организации.