Политика в двух версиях

Антидопинговая риторика России для внешнего и внутреннего пользования принципиально различна

Российская политическая риторика существует в двух версиях – для внешнего потребителя и для внутреннего. То, как сильно они могут разниться, в очередной раз продемонстрировали кремлевские проводы олимпийской сборной – в усеченном составе. По последним данным, к участию в Олимпиаде были допущены 250 российских спортсменов при первоначальной заявке ОКР в 387 человек.

Конструктивный ответ на доклад WADA о масштабах употребления допинга и фальсификации проб – а президент пообещал отстранить до выяснения всех обстоятельств провинившихся чиновников, для чего распорядился создать независимую антидопинговую комиссию, – позволял надеяться, что признание ошибок станет основной реакцией и внутри страны. Но, похоже, единственной ей стать не суждено. С одной стороны, сказал Владимир Путин, намерение России – делом доказывать готовность сотрудничать с мировым спортивным сообществом в борьбе с допингом, привлекая к ответственности всех причастных к злоупотреблениям и сформировав эффективную систему предотвращения таких злоупотреблений. С другой – недальновидные политиканы, переносящие в спорт правила мировой политики; целенаправленная кампания против наших спортсменов, оперирующая двойными стандартами и принципом коллективной ответственности; бездоказательные обвинения в адрес россиян как удар по всему олимпийскому движению.

О том, что именно вторая версия усвоена массовой аудиторией, свидетельствуют соцопросы. По данным июльского опроса ВЦИОМ, 55% россиян видит в дисквалификации наших спортсменов «политический заказ», а 31% считает, что допинг используют спортсмены во многих странах и наказывать только россиян несправедливо. Вину за употребление запрещенных препаратов большинство опрошенных возлагает на врачей (33%) и только затем на спортивных чиновников (28%), спортсменов (27%) и тренеров (21%). Конечно, опросник ВЦИОМ был бы неполон без вопроса о степени поддержки президента: его действия, а именно отстранение части чиновников и требование дополнительных доказательств, поддерживают 89% респондентов.

Политическая опасность дисквалификации состояла в том, что у россиян могли бы возникнуть вопросы к руководству спорта и страны. Этого не случилось: механизмы переформатирования любых опасных сигналов извне работают безотказно. Российские власти могут взять курс на очищение спорта, но, если они этого не сделают, россияне готовы списать вину на «политический заказ». Проигравшим в этом случае окажется спорт.