Ближневосточный экспресс

Владимир Путин играет в усиление влияния в регионе

В понедельник Владимир Путин встретился с президентами Ирана и Азербайджана Хасаном Роухани и Ильхамом Алиевым. Во вторник он проведет переговоры с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Кремль очевидно стремится воспользоваться ростом неопределенности в регионе и показать (прежде всего Западу) свое влияние на Ближнем Востоке.

Президенты России, Ирана и Азербайджана обсудили политические проблемы, в частности военное сотрудничество на Каспии и урегулирование карабахского конфликта. Что касается экономики, то прозвучали громкие, но неясные заявления о возможности совместного использования трубопроводной инфраструктуры для транспортировки углеводородов Каспия и о создании энергокоридора между тремя странами.

Встречи с президентами Ирана и Турции удачно совпали по времени. Но Путин, для которого участие в урегулировании сирийского конфликта – важнейшее свидетельство его международного авторитета, воспользуется совпадением для выработки общей позиции трех стран по Сирии, которую можно будет представить Западу. У Тегерана и Анкары при значительном расхождении во взглядах есть общий интерес – не допустить создания курдской автономии, поясняет эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. У Москвы свои задачи: нанести максимальный урон ИГ и «Джебхат ан-Нусре» (запрещены в России) и не допустить обострения рядом с Дамаском и военной базой в Латакии, продлить переходный период, когда руководителем Сирии останется Асад. Стороны могут договориться о разграничении сфер ответственности в Сирии, когда Турция сохранит влияние на севере в обмен на прекращение снабжения некоторых повстанческих групп, Россия снизит поддержку курдским партиям и вооруженным формированиям, Иран продолжит поддержку своих традиционных союзников, в том числе Асада.

Путин и Эрдоган несомненно вспомнят о «Турецком потоке» и скажут много хорошего о совместных проектах в экономике. При всем при том турки – сложные переговорщики, и история того же «Турецкого потока» это подтверждает. Но и Путину, и Эрдогану сейчас нужны громкие заявления, адресованные Западу. Эрдоган недоволен реакцией Запада на подавление переворота в стране. Ну а Путину важно показать, что он достиг новых соглашений с ключевыми игроками в регионе и еще больше влияет на ситуацию в Сирии (даже если это не совсем так).

Прекрасно, если удастся вдобавок напомнить европейцам об их страхах по поводу «Турецкого потока». Много громких заявлений на высоком уровне – это усиливает и без того существующую неопределенность. А неопределенность – конек российского президента.