Новый старый враг

Между Россией и Украиной пробежали диверсанты

Новое обострение на границе России и Украины (на этот раз в Крыму) ФСБ официально откомментировала днем 10 августа, после состоявшихся накануне переговоров президентов России и Турции.

По версии ФСБ, в Крыму предотвращена серия терактов, готовившихся украинскими диверсантами, при этом погибли двое российских военнослужащих. Со стороны диверсантов есть задержанные, которые дают признательные показания, а «агентурная сеть главного управления разведки министерства обороны вооруженных сил Украины» ликвидирована.

По версии украинских властей, это российская провокация.

Надо отметить, что сообщения о стрельбе и передвижениях российских войск в Крыму появились еще 7 августа, украинские СМИ стали публиковать встревоженные новости. Донбасское информагентство «Новороссия» 9 августа написало о том, что Киев готовит агрессию против Донбасса, пересказав в том числе слухи о событиях в Крыму. ФСБ выпустила пресс-релиз о предотвращении терактов около 15.00 10 августа, и тема стала главной в российских СМИ.

Еще через три часа Владимир Путин сделал программные политические заявления. «Конечно, в этих условиях встречаться в нормандском формате, тем более в Китае, бессмысленно, потому что, судя по всему, те люди, которые захватили в свое время власть в Киеве и продолжают ее удерживать, вместо поиска компромиссов <...> вместо того, чтобы искать способы мирного урегулирования, перешли к практике террора». Предполагалось, что очередная встреча в нормандском формате пройдет на полях саммита G20 4–5 сентября. Путин пообещал обеспечить безопасность граждан и инфраструктуры и призвал Запад оказать давление на Киев.

Российский президент считает, что Киев таким способом хочет отвлечь внимание от бедственного положения в экономике. Украинские политики уверены, что все в лучшем случае наоборот, а в худшем ситуация напоминает начало Второй мировой.

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что президенту Порошенко, который недавно договаривался с Путиным о встрече на полях G20, крайне невыгодно обострение с Россией. Ему вторит эксперт по международным отношениям Владимир Фролов: «Надо быть идиотами, чтобы давать повод России для ответных мер». Впрочем, сотрудник российских спецслужб (см. статью на стр. 03) полагает, что именно ответные меры России могли быть целями украинской операции.

Здесь можно отметить, что партизанские акции, как подрыв линии электропередачи в Крыму, уже бывали. Но – на территории Украины. И украинские власти тогда не смогли проконтролировать своих радикалов. В связи с этим настораживает уверенность Путина, что нынешняя акция спланирована Киевом (ФСБ получила прямые свидетельства?).

События в Донбассе в 2014–2015 гг. показали, что Кремль практикует тактику повышения ставок перед переговорами. Главный политический вопрос теперь – что будет с минским процессом. Обрывает ли его Россия или будет требовать новых уступок. В своей риторике Путин вернулся в начало 2014 г., он снова не считает украинскую власть легитимной.