Чувство локтя Сергея Иванова

Почему не стоит торопиться с выводом об окончательном уходе из политики экс-главы администрации Кремля

Сергей Иванов далеко не первый человек из ближнего круга Владимира Путина, покинувший высокую должность в последние несколько месяцев (подробнее см. статью на стр. 01). Но фигура теперь уже экс-главы кремлевской администрации на фоне других свежеотставленных путинских товарищей все-таки выделяется.

Иванов был первым, кого тогда еще и. о. президента Путин упомянул в вышедшей весной 2000 г. книге «От первого лица», отвечая на вопрос «Кому вы доверяете?». «Есть еще такое понятие, как чувство локтя. Вот с Ивановым такое чувство возникает», – пояснил он.

Именно Иванов в ноябре 1999 г. занял пост секретаря Совета безопасности, с которого Путин ранее взлетел в премьеры и преемники Бориса Ельцина. В марте 2001 г. Иванов, уже уволенный с военной службы, стал первым в истории России и СССР гражданским министром обороны, чтобы помочь армии снова превратиться в одного из двух «верных союзников России». И хотя масштабных реформ Иванов не проводил, именно от него в российской армии остались сокращенная до года срочная служба, первые укомплектованные контрактниками части постоянной готовности и телеканал «Звезда».

Именно Иванова, к тому моменту вице-премьера по «оборонке», Путин в 2007 г. выбрал для участия в «игре престолов» в рамках операции «Преемник». Было ли это реальным соревнованием или результаты были предопределены – на этот счет есть разные версии. Но и после вручения президентского кресла Дмитрию Медведеву (еще одному из той самой пятерки особо доверенных путинцев) его неудачливый конкурент не выпал из обоймы.

Более того, именно Иванов в критический момент, в декабре 2011 г., был призван спасать власть, поколебленную массовыми протестами, и вернулся в Кремль. Уходит же он в тот момент, когда эта власть настолько неуязвима, что может позволить себе поиграть в хотя бы относительно честные выборы.

Впрочем, как раз с выводом об окончательном уходе Иванова, пожалуй, стоит повременить. Ведь из пятерки особо доверенных образца 2000 г. (Иванов, Медведев, Николай Патрушев, Игорь Сечин и Алексей Кудрин) как бы в никуда уходил только Кудрин, но это не помешало ему остаться в шорт-листе кандидатов на самое громкое возвращение во власть. И хотя сам Иванов, по слухам, очень хотел закончить службу родине там, где ее начал, – в разведке, на посту руководителя СВР, – нельзя исключать, что чувство локтя еще позовет его к новым старым вершинам.