Средний престиж к 2018 году

Россияне не считают работу учителя престижной, а его зарплату – достаточной

Профессия учителя сегодня «однозначно непрестижна», его зарплата не позволяет жить достойно – так, согласно результатам августовского опроса ВЦИОМа, думает 37 и 42% россиян соответственно, и это самые популярные варианты ответов. Два года назад такие ответы дали 35 и 48% опрошенных – т. е. субъективное восприятие обществом зарплаты педагогов как недостаточной за два года только выросло, несмотря на реализацию президентских майских указов (они обещали повышение зарплаты работников образования до средней по региону в 2012 г. и в целом ее рост в полтора раза к 2018 г.).

В Минобразования считают иначе. На совещании педагогов в Уфе замминистра образования Людмила Огородова сообщила, что в марте 2016 г. средняя зарплата работников дошкольного образования составила 25 000 руб., школьного – более 31 000 руб., планируется повышение зарплаты до уровня 110–115% от средней по региону. Опыт развитых стран показывает, что именно такой уровень оплаты делает работу педагогов престижной, резюмировала Огородова.

Однако педагоги не прекращают жаловаться на низкий заработок. Одному только премьеру трижды за последние несколько недель приходилось объясняться, почему учителя так мало получают, – правда, сам он считает их зарплаты «вполне приличными», а тем, кто с ним не согласен, рекомендует искать подработку.

«Вполне приличные» зарплаты существуют преимущественно на бумаге – на деле они получают очень скромные деньги, говорит сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Статистика не учитывает, за какое рабочее время – за сколько ставок, уроков в неделю – учителя получают ту или иную сумму. Фактически индексации зарплат у школьных учителей не было уже несколько лет, поскольку не индексируется базовый показатель формирования бюджета школы – норматив подушевого финансирования. С учетом инфляции зарплаты, наоборот, сокращаются.

Низкий престиж профессии связан не только с невысокими заработками, но в большей степени с местом педагога в обществе, считает Луховицкий. Учитель больше не считается уникальным источником знаний, он просто поставщик образовательной услуги, обязательной для получения всеми гражданами. Учителя по своей природе – люди, зависимые от начальства и потому легко принуждаемые, они социально пессимистичны и пассивны – печальный, малопривлекательный образ, резюмирует Луховицкий.