Шашлычный совет в сословном обществе

Дачные кооперативы как теневая система принятия решений

О руководящей и направляющей роли шашлыков на даче известно со времен кооператива «Озеро» – пайщики дачного товарищества на Карельском перешейке хорошо устроились в жизни после того, как их сосед сделал карьеру президента. Только за последние несколько лет список важных в политической географии мест пополнился поселком «Акулинино» (РЖД – «Транснефть» – «Ростех»), кооперативом «Сосны» («Единая Россия» и АП) и посадом при президентской резиденции «Ужин» (ФСО и управделами президента).

Как показало совместное исследование Transparency International Russia и портала Meduza, подобные «кооперативы» сформировались и вокруг места жительства многих глав областей Центрального федерального округа. Их загородные дома окружены коттеджами бывших и действующих чиновников, депутатов, предпринимателей, судей, прокуроров, банкиров, строителей. Получается срез региональной элиты в миниатюре, теневая версия системы управления регионом – за шашлыками решения принимать сподручнее, чем на бесконечных совещаниях.

«Соседи губернаторов оказываются в числе получателей государственных контрактов, субсидий, премий, успешно продвигаются по карьерной лестнице в госструктурах. <...> Традиция компактного проживания номенклатуры, произрастающая из советских времен, может негативно сказываться на темпах экономического и социального развития региона, на контроле за расходованием бюджетных средств, а также формирует зону многослойного конфликта интересов при принятии решений на уровне регионов», – отмечает замдиректора Transparency International Russia Илья Шуманов.

Окружение губернатора многое говорит о практике принятия решений.

Вот губернаторы-старожилы обрастают соседями-ровесниками, вышедшими на пенсию прокурорами, генералами полиции, судьями и т. д. Вот губернаторы-варяги импортируют в регион и на дачу друзей с родины. Губернатор в окружении представителей армянской общины. Губернатор – муж картофелевода в окружении картофелеводов.

Одно из объяснений такой модели предлагает социолог Симон Кордонский, говоря об отличии классового общества, характерного для демократий, от сословного, сохраняющегося в России, несмотря на внешние изменения последних 100 лет. В сословном обществе не нужна политика и ее институты формального согласования интересов разных классов. Здесь «согласование ресурсных интересов сословий осуществляется на административном рынке в административном торге по поводу распила ресурсов, консолидированных сувереном в общенародном – общесословном бюджете». Важны неформальные связи внутри сословий. Возможность ходить вместе с губернатором на охоту или жарить шашлыки – не внешний способ продемонстрировать статус, а обязательное условие взаимодействия внутри системы власти.

Модель властного кооператива, пожалуй, фиксирует отличия от советского времени – все-таки тогда не поощрялось демонстративное потребление. Но и сегодня, кстати, демонстративное потребление все больше стараются скрыть за общими заборами.

Живучесть модели властного кооператива означает, что за 25 лет новейшей истории демократическая, рыночная модель не выстроилась. А прежняя сословно-номенклатурная понятна и привычна.