Приемлемые нарушения

Почему фальсификации на выборах 2016 года не ведут к протестам

Задача, поставленная перед новым председателем ЦИК Эллой Памфиловой, – не допустить таких нарушений на выборах, которые бы снова вывели людей на улицы, – выполнена: людей на улицах нет, как нет и признаков того, что они выйдут в ближайшем будущем. Изменилось само отношение к фальсификациям. Власть перестала их отрицать, реагировала быстрее и по существу, а общество на этот раз осталось практически равнодушным к вбросам, махинациям и накруткам – как и к самим выборам в целом.

Чисто арифметически нарушений стало меньше, отмечается в итоговом отчете движения «Голос». Об их численности в «Голосе» судят по количеству жалоб, поступивших в день голосования на горячую линию для наблюдателей и сайт «Карты нарушений»: 1798 сообщений о возможных нарушениях против 2511 в 2011 г. (тогда сайт в день голосования подвергся DDoS-атаке и несколько часов не принимал сообщений). Тогда ЦИК отказывался воспринимать всерьез сообщения, поступившие на горячую линию «Голоса», теперь они передавались в том числе и в ЦИК, который уже отменил результаты голосования на девяти участках, а по другим нарушениям возбуждено 32 уголовных дела. Принципиально иной уровень взаимодействия наблюдателей и избирательных комиссий – одно из немногих безусловно положительных изменений, которое зафиксировано в отчете «Голоса»: наблюдателей практически перестали удалять с избирательных участков, сократилось число отказов в выдаче им копий протоколов.

В остальном картина схожая: как и в 2011 г., были вбросы, были карусели, были организованно голосующие люди с открепительными удостоверениями. Причем без нарушений не обошлось и в столицах.

Москва отличилась массовым голосованием по открепительным удостоверениям, в Петербурге жаловались на фальсификации при подсчете голосов. Но ни там ни там не прошло ни одной акции даже не протеста, а неудовлетворения итогами выборов. На настроение избирателей не подействовал даже анализ статистики голосования по родному городу главного конструктора современной политической системы Вячеслава Володина (в Саратове более чем на 100 участках был получен абсолютно одинаковый результат голосования за «Единую Россию»).

В 2011 г. нарушения на выборах были только поводом, причиной же стало подспудное возмущение объявленной рокировкой Владимира Путина и Дмитрия Медведева, которая оказалась финалом всех надежд на продолжение курса на либерализацию. Пик политической эмоции давно пройден, сейчас в обществе период политической апатии, выразившейся в том числе в необыкновенно низкой явке, считает политолог Михаил Виноградов.

Сегодня люди не видят результата, к которому протесты могли бы привести, кроме самого факта высказывания, полагает Алексей Левинсон из «Левады». Горожане больше не считают, что их требования найдут какой-то отклик у большинства, в то время как в 2011 г. такое чувство было – и не так важно, соответствовало ли оно действительности.