Статья опубликована в № 4238 от 11.01.2017 под заголовком: От редакции: Соборные конфликты

Собор и раздор

Почему передача храмов-музеев Церкви не обходится без конфликтов

Во вторник вечером губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подтвердил ТАСС циркулировавшие в городе слухи: Исаакиевский собор будет передан РПЦ, вместе с обязательствами по его содержанию. Однако и как музей он работать не перестанет, сохранив «музейно-просветительскую функцию», заявил Полтавченко: об этом, по его словам, он лично договорился с патриархом Кириллом. Ежедневные утренние и вечерние службы в соборе проходят уже давно, в 2016 г. впервые за десятки лет прошел крестный ход. Как именно поделят собор верующие и туристы, будет ли РПЦ финансировать в том числе и музейную работу собора – губернатор не уточнил.

Принципиальное решение о передаче РПЦ самого большого собора Петербурга, который ежегодно посещает больше 3 млн туристов, ставит точку в давнем споре города и церкви. В 2015 г. епархия уже просила город передать им Исаакий, но получила отказ: администрация объяснила его значительными (800 млн руб. ежегодно) доходами собора как музея, которые поступают в городской бюджет.

Передачу религиозных зданий церкви регулирует закон 2010 г., по которому религиозная организация может получить ранее использовавшиеся ею здания или в собственность, или в безвозмездное пользование, но только для богослужений и только после предоставления гарантий финансирования содержания здания. Однако многие храмы одновременно и памятники архитектуры и истории: передача церкви не снимает с них охранного статуса, но усложняет процесс реставрации, в том числе потому, что у церкви часто не хватает на это средств. Например, переданный церкви еще в 2002 г. Казанский кафедральный собор содержится в том числе на городские деньги. За последние три года петербургская епархия получила от города Смольный собор, Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры, здание Музея Арктики и Антарктики. Всякий раз процесс передачи сопровождался конфликтами: обе стороны обвиняли друг друга в корыстолюбии. И дело не только в деньгах: корни этого конфликта в глубинном взаимном недоверии светской и церковной общественности друг к другу. Случаи эффективного и, главное, доверительного взаимодействия редки: общество за реституцией храмов видит агрессию церкви, а церковь не считает общество равным себе партнером, шаги навстречу единичны и кажутся случайными – и потому конфликт церкви и общества обречен длиться еще долго.