Реконструкция декорации

Есть ли смысл в перезагрузке Общественной палаты

Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина опубликовал свои предложения по совершенствованию работы Общественной палаты РФ (ОП), которые призваны превратить ее из декоративной детали в действующий инструмент общественного контроля и влияния на власть.

В ходе опроса 140 экспертов (политологов, членов ОП прошлого созыва, руководителей НКО), проведенного в конце 2016 г. – начале 2017 г., 81,8% опрошенных оценили эффективность палаты от 1 до 5 баллов по 10-балльной шкале и лишь 18,6% – выше 5 баллов. Еще хуже эксперты оценили представительство палатой интересов гражданского общества; больше половины опрошенных не смогли назвать ни одного члена ОП, который представлял бы интересы сектора, в котором они работают.

Идея создания новой структуры появилась осенью 2004 г., вскоре после бесланских событий. ОП замышлялась как имитация, способная отвлечь внимание граждан от лишения их реальных механизмов политического влияния – отмены выборов губернаторов и депутатов по одномандатным округам, полагает политолог Михаил Виноградов. В отличие от европейских прототипов (например, французского Экономического и социального совета) ОП не имела полномочий отбраковки плохих законов, ее рекомендации не были обязательными для депутатов и чиновников. Она формировалась не снизу, а сверху: 42 человека, назначенных президентом, выбирали столько же известных людей, которые вместе выбирали оставшихся членов из числа видных общественников из регионов. Присутствие ярких личностей (адвокат Генри Резник, врач Леонид Рошаль, журналист Николай Сванидзе) и отдельные попытки ее членов защитить граждан от произвола мало меняли ситуацию.

Затем власть пыталась снизить риски проникновения в эту декоративную структуру независимых фигур. В мае 2014 г. случился громкий скандал вокруг интернет-голосования и использования в ходе его административного ресурса. Интернет-голосование вскоре отменили, сейчас 40 членов ОП назначает президент, 85 – региональные палаты, затем комиссия из уже назначенных выбирает еще 43 представителя от НКО. На содержание палаты ежегодно выделяется от 773,4 млн (2017 г.) до 910 млн (2015 г.) руб.

По мнению экспертов КГИ, необходима «перезагрузка» палаты, пересмотр принципов ее комплектования (лояльность должны заменить профессионализм и способность к конструктивной критике). В дальнейшем предлагается отказаться от президентской квоты и одновременно расширить полномочия ОП, обязав депутатов учитывать замечания общественников в законодательном процессе.

Вопрос в том, прислушается ли власть к рекомендациям. В принципе, Общественная палата выглядит вполне пригодным объектом для «очаговых реформ», которые разрешено разрабатывать условной группе «либералов» вокруг Кудрина (КГИ, ЦСР). Судя по предложениям, либералы не хотят закрывать палату, а хотят сделать из нее эффективную экспертную площадку. Это отвечает стремлению реформаторов укрепить свой статус и расширить влияние, которое сейчас ограничено личными контактами Кудрина с президентом, полагает политолог Евгений Минченко.

Что ж, если президент разрешит, почему бы и не расширить.