Столичный сбор

От введения нового налога больше всего выиграют самые богатые регионы

Возвращение призрака 1990-х – налога с продаж – могло бы стать способом пополнить дефицитные региональные бюджеты, но сегодня от него выгадает самый профицитный.

Идея в том или ином виде вернуть налог с продаж или торговый сбор с оборота возникла как альтернативная версия активно обсуждаемого сейчас в правительстве налогового маневра (повышение НДС и снижение соцвзносов). Предлагаемое значительное повышение НДС до 21 или 22% довольно рискованно: рост нагрузки почувствуют все, кроме экспортеров. Как вариант рассматривается идея оставить ставку НДС на нынешнем уровне, а взамен дать регионам возможность самостоятельно пополнять бюджеты за счет регионального налога с продаж или торгового сбора, рассчитываемого от оборота.

Такой налог существовал в начале и конце 1990-х, но в 2003 г. был ликвидирован по решению Конституционного суда как дискриминирующий отдельные группы покупателей. Несмотря на неконституционность налога с продаж, правительство регулярно вспоминает о нем. Последний раз такое предложение возникло в 2014 г., но дальше предложения дело не пошло из-за опасений разгона инфляции.

Сейчас с технической точки зрения ввести такой налог было бы удобно: к июлю 2018 г. все торговые точки должны будут пользоваться новой контрольно-кассовой техникой (ККТ), которая в режиме реального времени отправляет данные о каждой покупке в ФНС, что теоретически должно полностью легализовать оборот товаров и услуг. А привязка регионального налога к новой ККТ, как полагают чиновники, и региональные бюджеты пополнит, и сделает власти субъектов заинтересованными во внедрении новой кассовой техники.

Впрочем, замминистра финансов Илья Трунин считает, что задача новой техники – обеспечение кассовой дисциплины, а не взимание налогов, тем более налога с продаж, который «вчерашний день»; а вот торговый сбор привязать к показателям выручки можно.

В такой формулировке торговый сбор будет мало отличаться от налога с продаж, зато термин более приятный. Для потребителя принципиальной разницы нет: и то и другое будет в явном или неявном виде зашито в чек и приведет к росту цен. Но если налог с продаж может ввести любой регион, то торговый сбор сейчас согласно Налоговому кодексу допустим только в городах федерального значения – Москве, Петербурге и Севастополе (а на практике существует только в Москве, но не привязан к обороту). Если не менять налоговое законодательство, бенефициаром введения торгового сбора с оборота будет столица. Она же, по расчетам Института Гайдара, получила бы и 15,6% сборов от налога с продаж в случае его введения.

Другое дело, что дополнительные доходы и без того богатой Москвы могут стать поводом снова говорить о необходимости большей централизации налогов, например налога на прибыль. Сейчас в федеральный бюджет идет 3% из 20%, и за перераспределение в пользу центра выступят как раз бедные регионы (ничего не потеряют, но будут претендовать на трансферты).