Хватит воевать

Предметом переговоров должно быть прекращение войны в Сирии, а не соблюдение цивилизованных правил ее ведения

Недавнее применение химического оружия в сирийской провинции Идлиб, жертвами которого стали, по разным данным, от 58 до 100 человек, а несколько сотен пострадали, вновь ставит вопрос о необходимости скорейшего и окончательного прекращения боевых действий. Новая трагедия в Сирии еще раз напоминает, что ключевым предметом переговоров должно стать не соблюдение «цивилизованных» правил войны, а ее прекращение.

Пока участники конфликта и поддерживающие их мировые державы обменялись обвинениями в использовании средств массового поражения. Запад и оппозиция обвиняют Башара Асада и требуют детального расследования трагедии. Россия утверждает, что сирийская авиация уничтожила склад отравляющих веществ (ОВ), принадлежащий оппозиции, и обещает заблокировать антиасадовский проект резолюции ООН, которую намерены внести Франция и Великобритания. Споры идут о виновнике применения ОВ и принуждении противника воевать «по правилам».

Однако мирные жители гибнут и от «цивилизованных» средств войны: авиации, артиллерии и стрелкового оружия, а также террора воюющих сторон, голода и невозможности получить медицинскую помощь. По данным ООН, за годы войны в Сирии погибли более 300 000 человек, по данным наблюдательного совета по правам человека в Сирии – 465 000, еще около 2 млн пострадали, несколько миллионов были вынуждены покинуть страну. По оценкам ООН, в опасных условиях – в труднодоступных зонах и на территориях, где могут развернуться боевые действия, – находятся еще 4,7 млн сирийцев.

Речь идет уже не о предотвращении гуманитарной катастрофы, она разразилась давно, а о необходимости купировать ее масштабы.

Западу, России, Турции и другим странам пора приступить к разработке планов восстановления и долгосрочного развития Сирии. Гражданская война прекратится, если Асад и оппозиция договорятся о создании переходного правительства, считает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов, но это маловероятно.

Безусловно, главная проблема мира в Сирии – множество разных заинтересованных в конфликте сторон – как участников, так и стран-спонсоров. Выстроить схему поэтапных договоренностей или систему взаимного доверия не удается. Заметим, что запрещенное в России «Исламское государство» за последний год потеряло значительную часть территорий и влияния и перестает быть фактором наращивания военных действий в регионе.

Если вывести ИГИЛ за скобки, как могут договориться о мире Асад и оппозиция, Россия и США, Турция, Иран, курды? Для крупных держав очень важен вопрос влияния в регионе – как бы сделать так, чтобы это был вопрос мирного и позитивного влияния? Чтобы фактором была не невозможность что-то сделать без России или Турции, Ирана или США, а, наоборот, возможность что-то сделать благодаря их предыдущим усилиям? Может, надо купить мир, пообещав всем сторонам приемлемые компенсации? Нет денег? Новые технологии, big data, искусственный интеллект и т. д. – все это можно применить для предотвращения жертв и обеспечения гарантий сторон. Почему бы не сделать мегапроектом не какой-нибудь полет на Марс, а достижение мира в Сирии (и потом тиражировать)?

Это ведь сильный вызов, хорошая амбиция. Не хватает Илонов Масков и Стивов Джобсов от дипломатии.