Тревога в Эрмитаже

Физическая поддержка бесконфликтной версии истории грозит цензурой музеев и архивов

Как написал в четверг на своей странице в Facebook (и подтвердил в беседе с РБК) старший научный сотрудник Эрмитажа Алексей Ларионов, в ходе проверок, проводившихся представителями Минкульта и «другого ведомства», были изъяты и запрещены к продаже сборники архивных документов, содержащие информацию о произведениях искусства, проданных властями СССР за границу в 1920–1930-х гг., а также соответствующие архивные дела. Сотрудники были якобы обвинены в публикации секретных документов. По данным Ларионова, аналогичные операции прошли «и в некоторых московских музеях, в частности в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее». Эрмитаж, ГМИИ и Исторический музей официально опровергают эти сообщения, в то же время неназванные «сотрудники Эрмитажа» заявили изданию «Фонтанка», что «ситуация имеет место». По информации источников «Фонтанки», причиной конфликта якобы стало оформление разрешения на публикацию после снятия с документов грифа секретности.

Возможное крючкотворство бюрократической машины ФСБ тут вполне совпадает с пропагандистской линией Минкульта, пытающегося выстроить бесконфликтную исключительно славную версию истории России в XX веке. Отсюда и тревога: физическая поддержка этой версии грозит цензурой музеев и архивов, препятствованием их нормальной работе.

Национализация частных и музейных коллекций советской властью и продажа шедевров за границу (обмен «рембрандтов на трактора») – трагическая страница истории СССР. В числе сотен проданных за границу работ полотна Рафаэля («Мадонна Альба»), Рембрандта, Боттичелли, ван Эйка, Тициана, художественное серебро, бронза, нумизматические коллекции, византийские эмали. Картины из коллекции российских музеев, купленные министром финансов США Эндрю Мэллоном, стали основой коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне.

По словам искусствоведа Натальи Семеновой, автора книги «Проданные сокровища России», публикации архивных документов начались еще в конце 1980-х и с начала 1990-х велись при активном содействии государства. В 2001 г. первое издание книги представлял тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой. В 2008 г. правительство учредило комиссию для проверки законности продаж предметов искусства в 1920-х и 1930-х гг., однако о результатах ее работы ничего не известно даже специалистам. В 2014 г. книга Семеновой вышла по-английски, ее презентации прошли на высоком уровне в США и Великобритании. Архивные документы, посвященные музейным распродажам 20-х – 30-х гг., публикуются Эрмитажем более 10 лет (сборники 2006, 2014, 2015 и 2016 гг.), похожая работа многие годы велась в других российских музеях.

По большому счету история национализаций и распродаж 1920–1930-х гг. – как раз о важности гарантий неприкосновенности и независимости музеев. В столетнюю годовщину 1917 г. эти гарантии снова могут оказаться под вопросом.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)