Искусство стратегии

Пора признать самоценность производства стратегий и институциализировать жанр

Никогда еще в стране не готовилось столько стратегий развития, претендующих на место в президентской предвыборной программе, с чувством глубокого удовлетворения констатировали в минувшие выходные участники Красноярского экономического форума (КЭФ), посвященного обсуждению этих самых стратегий.

Форум свел лицом к лицу авторов двух либеральных стратегий – главу ЦСР Алексея Кудрина (центр работает над общей стратегией развития на 2018–2024 гг.) и главу Минэкономразвития Максима Орешкина (министерство пишет стратегию ускорения темпов экономического роста до 2025 г.), а есть еще «Стратегия роста» Столыпинского клуба (на КЭФ не представленная), действующая правительственная «Стратегия-2030» – преемница «Стратегии-2020», ныне покойной. До того была «Стратегия-2010» Германа Грефа – ныне глава Сбербанка возглавляет в ЦСР рабочую группу по реформе госуправления и мечтает построить «Государство 3.0». Бренд «Стратегии-2030», похоже, находится под угрозой – Сергею Кириенко на днях предложил разработать таковую новый кремлевский Экспертный институт социальных исследований.

Это хорошая конкуренция, считает Орешкин: чем больше стратегий, тем больше предложение идей. Вот и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков одобрил конкуренцию экспертных мнений и сказал, что в Кремле готовы прислушиваться к словам любых экспертов. Это, правда, несколько девальвирует ценность стратегий как оптового предложения советов – если покупать их будут в розницу, то в одном, то в другом магазине, то ни одна стратегия реализована не будет – как обычно, впрочем. Мешает реализации отсутствие политического запроса на глобальные перемены и недоверие к реформаторам.

Реализация стратегии предполагает не только мандат на перемены, но и ответственность за результат. Первого никто не дает (опасно поощрять политические амбиции), второе никто не берет (опасно заявлять политические амбиции). Хотя по умолчанию любой автор стратегии мнит себя премьером. Ни один стратег премьером так и не стал, и ни один премьер стратегии не сформулировал.

Пора перестать ждать милостей от природы – т. е. реализации каких-либо стратегий – и признать наконец самоценность этого жанра. Тут возможны два варианта.

Либо это чистое искусство (причем патриотическое), и тогда нужна господдержка через Министерство культуры, творческие конкурсы, гранты, софинансирование и продвижение отечественного стратегиеписания.

Либо это важная часть бюрократической машины, и тогда нужно создать отдельное Министерство стратегий. Понадобятся региональные отделения, свой омбудсмен, совет при президенте, стратегический вице-премьер. При Минстрате необходим Институт стратегии разработки стратегий (ИСРаС). Чтобы авторы не воровали друг у друга – Общество защиты стратегических авторских прав. В случае споров пусть все идут в Третейский стратегический суд. Борьбой со стратегическими картелями и за равный доступ к единственному потребителю займется стратегический департамент в ФАС.

И, конечно, надо учредить медаль «За стратегические заслуги» и звание «Заслуженный стратег РФ» (присуждается после написания не менее чем двух специализированных стратегий или одной общеэкономической), дающее право досрочного выхода на пенсию.