Ключ от резерва

Минфин хочет избавиться от ФНБ, объединив его с резервным фондом

Минфин снова обсуждает идею слияния средств резервного фонда и фонда национального благосостояния (ФНБ) в общий фонд финансирования дефицита бюджета, рассказал министр финансов Антон Силуанов. С такой идеей выступал и экс-министр финансов Алексей Кудрин. В случае объединения средств двух фондов в один со статусом резервного получить оттуда деньги на софинансирование очередного трудноокупаемого инфраструктурного проекта века, возможно, станет сложнее.

Резервный фонд и ФНБ были образованы в 2008 г. в результате разделения созданного в 2004 г. для аккумулирования нефтяных сверхдоходов стабилизационного фонда. Средства ФНБ, куда деньги поступали только после наполнения резервного фонда, должны были идти на софинансирование государством добровольных пенсионных накоплений и покрытие дефицита бюджета ПФР. Но по назначению он не использовался – правительство предпочло в 2013 г. заморозить пенсионные накопления на год и потом регулярно продлевать замораживание. Зато средства ФНБ тратились на поддержку банков в кризис и софинансирование крупных инфраструктурных проектов (строительство БАМа, Транссиба, ЦКАД, «Ямал СПГ» и проч.). В российские активы может быть вложено до 40% ФНБ в рублевом эквиваленте, из-за падения рубля фактическая сумма к распределению регулярно росла, как и число претендентов на эти деньги: общая сумма заявок в 2014 г. превысила размер всего ФНБ. Именно на средства ФНБ Россией были приобретены в декабре 2013 г. украинские евробонды на $3 млрд.

Обязательным условием выделения средств ФНБ была самоокупаемость проектов, но в действительности часть вложенных средств, как констатировала Счетная палата, – мертвый груз, издержки успешного лоббизма или политически обусловленных решений. Объединение фондов не приведет к отказу от выполнения уже принятых решений по выделению средств ФНБ, обещает Силуанов, на цели покрытия дефицита бюджета будут использованы только свободные средства. По состоянию на начало июня в резервном фонде оставалось 0,9 трлн руб., он, как ожидается, будет исчерпан в 2017 г., в ФНБ – 4,2 трлн.

Разделение стабфонда было логично для своего времени, но теперь ситуация изменилась: покрытие дефицита бюджета (в 2017 г. – 2,7 трлн руб.) – главная задача, полагает Владимир Назаров из Института Гайдара. Резервы позволили российской экономике пережить два экономических кризиса и падение цен на нефть, и Минфин делает ставку на сохранение и по возможности пополнение резервов.