Цифровая болезнь российских чиновников

Почему нельзя выстроить новую экономику централизованно

Внезапная любовь (или болезнь, в терминологии Игоря Шувалова) Владимира Путина к цифровой экономике логичным образом двигает горы – чиновники суетятся, пишут программы развития, считают необходимые расходы. Внимание Кремля – это ресурс, на который надеются авторы системных (во всех смыслах) реформ. Но внимание это рассеянное; поэтому сегодня цифровую экономику активно любят все, от стартаперов и депутатов Госдумы до ФСБ и Совета безопасности.

В Госдуме работает совет по законодательному обеспечению развития цифровой экономики. В мае Путиным подписана «Стратегия развития информационного общества» на 2017–2030 гг. Программа ЦСР Алексея Кудрина содержит большой блок, посвященный цифровой экономике, предлагает тратить на ее развитие из всех источников до 30% ВВП в год и надеется на централизованное проведение реформ в жизнь. Совет безопасности РФ 30 июня обсудил развитие цифровой экономики, констатировал рост угроз национальной безопасности в этой сфере и тут же выработал меры их нейтрализации.

Также 30 июня, по данным РБК, президенту направлен обновленный проект программы «Цифровая экономика» за авторством Минкомсвязи и других профильных министерств. Она предполагает создание к 2024 г. минимум 10 высокотехнологичных IT-предприятий, 10 «индустриальных цифровых платформ для основных отраслей экономики» (образование, здравоохранение и т. д.), в стране должны развиваться исследовательские проекты в сфере высоких технологий, создаваться малые и средние IT-компании, а российские антивирусы должны предустанавливаться на все производимое в стране и ввозимое из-за границы оборудование.

Повышенный интерес к теме на аппаратном уровне понятен, говорит директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин. Тема сравнительно новая, особенную актуальность она приобретает в перспективе грядущей смены правительства, так что ее обсуждение – способ нащупать возможную новую повестку и вписаться в нее. И если Минкомсвязи и ЦСР давно работают в этой области, то для новых интересантов это хорошая возможность заявить о себе. Госпрограмма – способ получить финансирование. В проекте Минкомсвязи его источники не прописаны. По данным РБК, этот вопрос будет обсуждаться в среду на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В планах создание фонда цифровой экономики (пополняющегося «в значительной степени» за счет средств бизнеса) с ежегодным бюджетом в 100 млрд руб.

По словам Бегтина, разрабатываемые сейчас ведомствами программы цифровизации во многом копируют старые модели (как, например, ФЦП «Электронная Россия», действовавшая в 2002–2010 гг. и признанная провальной). За проектами цифровых революций важно не потерять граждан, повышение качества жизни которых и должно быть целью.

Цифровая экономика, как писали эксперты Всемирного банка, нуждается в аналоговых дополнениях – институтах права, открытости и подотчетности, конкуренции. Если же главным критерием развития становится непрозрачно определяемая национальная безопасность, цифровая экономика будет мобилизационной, а гражданам придется с качеством жизни повременить.-