Рассвет зловещих спиннеров

Почему Роспотребнадзор обеспокоен популярностью антистрессовой игрушки

Роспотребнадзор, опытный игрок в российской внешней политике, внезапно обратился к политике внутренней. Он собирается изучить влияние на детей так называемого спиннера – популярной игрушки, которую государственные телеканалы недавно сочли инструментом зомбирования, применяемым внесистемной оппозицией.

Роспотребнадзор сообщает на своем сайте, что в детской и подростковой среде отмечается «агрессивное продвижение» спиннера. Изготавливают его из материала, который может не отвечать «обязательным требованиям». Родителям рекомендуется не покупать игрушку в неустановленных местах, с рук. Влияние на детей и возможные негативные последствия служба изучит вместе с учеными.

Месяц назад, 16 июня, телеканал «Звезда» выпустил сюжет о потенциальной опасности для детской психики таких игрушек. 19 июня свой сюжет дал канал «Россия 24» (и 12 июля – новый), который предположил, что спиннеры – «инструмент зомбирования», а мода на них поддерживается внесистемной оппозицией, на акциях которой игрушки якобы продают. Ужасное дело: со спиннером в руках на суде 31 мая был замечен Алексей Навальный! Ясно, что не просто так. Эта штука управляет массами и делает восприимчивым к манипуляциям.

Спиннер придумали в США еще в 1990-х. Вторую жизнь ему дали американские маркетологи, начавшие продавать его пару лет назад как средство успокоения для офисных сотрудников. В этом году прибором увлеклись в России как школьники, так и их родители. Интернет заполонили ролики с инструкциями, как крутить спиннер, в городах проходят конкурсы на самый ловкий с ним трюк. Заказы в интернет-магазины поступают не только из школ, офисов, но и военкоматов. Китайские фабрики, чтобы удовлетворить российский спрос, временно сократили выпуск мобильных телефонов; появился контрафакт, торговля из-под полы в электричках и русские народные спиннеры – из ценных пород дерева, редкоземельных металлов, железнодорожных колес.

Это ажиотажный товар, живущий один сезон, приводил «Коммерсантъ» мнение маркетологов. Аналог тамагочи или Pokemon GO, спрос на который быстро пройдет. Версия, что игрушка опасна, малоубедительна. Да, были случаи травм. Но по этой логике нужно запретить надувные шары (в США это причина трети детских смертей, связанных с удушьем, по сведениям National SAFE KIDS Campaign), спички, столовые приборы. В России больше всего детей и подростков, по данным Росстата, гибнет в ДТП и от убийств.

У дела о зловещих спиннерах, скорее всего, более простые истоки (хотя в тех же США их бы не поняли). Телеканалы делают сюжеты, стремясь отыграть всплеск потребительской моды, но не могут при этом выйти из пропагандистской колеи (тем более что речь идет об увлечении молодежи – а любое увлечение молодежи после 26 марта кажется Кремлю политическим). А Роспотребнадзор, может быть, тоже следует за модой, но скорее за модой контролировать поведение молодежи. Забота о детях и подростках – тренд предвыборного сезона. В этом контексте спиннеры – это потенциальные «синие киты», зловещий заговор, на разоблачении которого можно заработать очки.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)