Виктор Вексельберг возвращается за дивидендами

Зачем Sual Partners увеличивает долю в UC Rusal

Виктор Вексельберг стоял у истоков создания UC Rusal. Больше 10 лет назад «Русал», «Суал» и Glencore подписали соглашение о создании UC Rusal. Компания долгое время была самым крупным производителем алюминия в мире, лишь пару лет назад уступив пальму первенства китайским конкурентам. Но по эффективности равных UC Rusal нет.

Правда, щедрыми дивидендами UC Rusal радовала своих акционеров аккурат до кризиса 2008 г. Последние девять лет компания борется с гигантским долгом. Максимальное его значение достигало $16,8 млрд. Проблема заключалась в покупке блокпакета «Норникеля» у Михаила Прохорова на пике цен на металлы. За акции Прохоров получил 14% UC Rusal и $4,5 млрд, еще $2,5 млрд ждал в течение года. UC Rusal героически реструктурировала долги и начала даже зарабатывать прибыль, когда в 2010 г. начался изнуряющий конфликт с основным акционером «Норникеля» Владимиром Потаниным. Тот хотел контролировать компанию, UC Rusal хотела больше дивидендов. Акции «Норникеля» рассорили акционеров UC Rusal. Последней каплей стал отказ Олега Дерипаски как контролирующего акционера от предложения «Норникеля» (компания хотела выкупить свои акции за $12,8 млрд). Вексельберг со скандалом покинул пост председателя совета директоров алюминиевого холдинга, а затем не раз говорил, что отказ продать пакет «Норникеля» был ошибкой.

Казалось бы, логично, что Вексельберг и его партнеры увеличивают долю в UC Rusal теперь, когда она начала выплачивать дивиденды, активно гасить долг. Эффективность компании обеспечивают сибирские заводы. Любопытно, кстати, что производство первичного алюминия на большинстве заводов, которые когда-то входили в «Суал» и оценивались в $5–6 млрд, прекращено: из-за роста цен на электроэнергию оно нерентабельно. Но жемчужина UC Rusal не только дешевая энергия сибирских рек. Это и 27,82% акций «Норникеля», уникальной компании в мировой горно-металлургической отрасли – себестоимость производства никеля в шахтах Таймыра отрицательная благодаря содержанию в руде еще и металлов платиновой группы. С 2012 г., когда Дерипаска и Потанин при участии Романа Абрамовича помирились, UC Rusal получила от компании $3,3 млрд дивидендов. А Sual Partners за это же время – только $79 млн (за девять месяцев 2015 г. и девять месяцев 2016 г.). Поэтому не исключено, что увеличение доли Sual Partners – начало полномасштабных военных действий и попытка миноритариев UC Rusal наконец получить выгоду от того, что компания, которую они создавали, владеет таким привлекательным активом.