Низкое доверие донорам

Благотворительность остается одобряемой, но мало развитой практикой

Благотворительность в России остается одобряемой, но мало развитой практикой. Граждане скорее дадут милостыню на улице, чем перечислят в специализированный фонд.

По данным опроса «Левада-центра», 24% респондентов подавали милостыню незнакомым людям, 16% отправляли платные sms и делали платные звонки, 13% сдавали деньги на помощь коллегам или соседям, 13% оставляли деньги на кассе или в ящиках для пожертвований, 11% – в церкви, 3% участвовали в благотворительных лотереях и распродажах, 2% целенаправленно жертвовали деньги через банковскую карту и электронные кошельки, 47% не делали ничего из перечисленного. Это меньше, чем в развитых странах. В CAF World Giving Index 2016 (оцениваются жертвование денег, работа волонтером и помощь незнакомцам) Россия занимает 126-е место из 140 стран.

Впрочем, в последние годы положительный сдвиг налицо, отмечает завлабораторией Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова. По данным мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ, доля взрослых россиян, делавших более раза в год денежные пожертвования в разной форме, выросла с 42% в 2011 г. до 53% в 2016 г.

Несмотря на экономические и политические неурядицы последних лет, частная и корпоративная благотворительность не угасла. По данным опроса «CAF-Россия», доля жителей городов с населением 500 000 человек и выше, пожертвовавших деньги в благотворительные фонды и НКО, выросла в 2014–2016 гг. с 41 до 50%, жертвовавших конкретным людям – с 29 до 37%, число работавших волонтерами – с 2 до 5%, но средняя сумма годовых пожертвований снизилась с 4972 до 3836 руб.

«CAF-Россия» посчитал, что число пожертвований в офисах благотворительных организаций, через банковскую карту и электронные кошельки выросло втрое: с 13,5 до 40%, с 9 до 31% и с 6 до 17,5% соответственно. Директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская полагает, что этот рост отражает наметившееся в последние годы улучшение качества инфраструктуры для жертвователей. По данным исследования «Лидеры корпоративной благотворительности – 2016», проведенного «Форумом доноров», PwC и «Ведомостями», ее объем вырос с 11 млрд руб. в 2014 г. до 20 млрд в 2015 г.

Доверие в обществе остается низким, но выросла узнаваемость благотворительных фондов и сработала репутация руководителей некоторых из них. Регулирование благотворительности немного успокоилось в последние два года – до этого государство активно (и успешно) боролось с иностранным финансированием НКО. Отношение чиновников к корпоративной благотворительности по-прежнему непостоянное – от поощрения до подозрений в уходе от налогов. А некоторые чиновники используют благотворительные форматы в коррупционных схемах.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)