Плюс-минус Крым

Как присоединение полуострова ухудшило демографическую ситуацию в России

Главное демографическое событие для российской официальной статистики – присоединение Крыма: два с лишним миллиона человек! Миграция, которая, по данным Росстата, теперь компенсирует всего 87,5% убыли населения, справилась бы с этой задачей только за восемь лет – в Россию приезжает 250 000–270 000 мигрантов в год.

Но может быть и другая демографическая оценка присоединения Крыма. Последствием его, по моему мнению, стало сепаратистское движение в Донбассе, а их общим следствием – западные санкции, которые еще наложились на структурные экономические проблемы России и вызвали длинный и беспросветный кризис. Статистика говорит, что теперь кризис преодолен и начался рост; обыватели же чувствуют иное, а для демографии, т. е. для будущего страны, самочувствие обывателей гораздо важнее любой статистики.

К сожалению, есть еще и чисто демографическое событие, а именно: знаменитая яма, людской недород, который всерьез начал сказываться на российской популяции и из-за которого, в частности, миграция перестала покрывать убыль населения. Итак, женщин детородного возраста стало меньше, да еще происходят они из неблагополучных времен, т. е. пессимистичны; плюс обстановка такая, что о деторождении задумываются (несколько утрирую) исключительно энтузиастки.

Вот и стало население России снова снижаться.

Есть и еще демографические факторы. Один из них – бездеятельность правительства. Вообще-то действовать оно умеет. Во-первых, повысило рождаемость – появившийся в 2007 г. материнский капитал был весьма эффективным: рождаемость в России переместилась из интервала 110 000–140 000 человек в месяц в интервал 130 000–160 000; это был самый быстрый рост в Европе, где в это время также начала расти рождаемость. Не удивительно ли, что сейчас в правительстве обсуждается отказ от материнского капитала?

Во-вторых, снизило смертность. Почти одновременно с материнским капиталом начали ужесточаться правила торговли спиртным. Исследования (Андрей Коротаев, Юлия Зинькина и др.) показывают, что в России наблюдается точная корреляция производства спирта и смертности: чем больше спиртного, тем выше смертность – и наоборот.

Но сейчас правительство стало гораздо спокойнее относиться к дешевизне алкоголя – минимальная цена пол-литра водки полтора месяца назад повысилась до 205 руб., а в 2014 г. она была 220 руб. Увы, но бутылка водки – один из наиболее распространенных способов борьбы с кризисом, руководство страны об этом наверняка знает.

Надо понимать, что дело не в смертельных отравлениях алкоголем. Главный вклад алкоголь, как пишут те же исследователи, вносит в российскую сверхсмертность другими путями: с ним было связано 19% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, 61% смертей от внешних причин, в том числе 67% убийств и 50% самоубийств; 68% смертей – от циррозов печени и 60% – от панкреатитов. С алкоголем связана также значительная часть смертей от пневмонии и туберкулеза.

Риторический вопрос: сколько пройдет времени, чтобы вызванные отчасти присоединением Крыма демографические явления нивелировали демографический эффект от его присоединения?