Образ будущего придумают учителя

Первого сентября школьникам расскажут об инновациях, госбезопасности и политике

Политтехнологи никак не могут придумать образ будущего для президента Путина, учителям средней школы придется придумать его уже к 1 сентября. Минобрнауки объявило, что во всех школах страны и для всех возрастов школьников пройдет тематический урок «Россия, устремленная в будущее».

Как сообщает пресс-релиз Минобрнауки, «программа проведения уроков основана на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, отраженных в проекте Стратегии долгосрочного социально-экономического развития до 2035 г., разрабатываемой в настоящее время правительством РФ». Учителям предлагается обсудить с детьми развитие инновационной экономики, пространственное развитие России, сохранение природы, а также государственную безопасность и политику.

Хорошо, что Минобрнауки стало больше ориентироваться в разговоре с детьми на будущее, а не на прошлое, но тема заявлена поздно, отмечает директор Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. Высок риск, что учителя не смогут объяснить детям разных возрастов сложную тему на понятном им языке и урок обернется профанацией.

Бедные учителя! Тут сами разработчики стратегий порой не могут объяснить людям, принимающим решения, на понятном им языке такие сложные темы.

В прежние годы Минобрнауки в категоричной форме не заявляло тему первого урока для всех школ страны. В 2013 г. наиболее распространенной темой урока было 20-летие Конституции, в 2014 г. в большинстве школ они были посвящены изучению малой Родины, но проводились и классные часы в память 10-летия трагедии в Беслане и 100-летия Первой мировой войны.

В 2015 г. главной темой стал комплекс «Готов к труду и обороне», в 2016 г. – будущая профессия. В регионах часто разрабатывают свои, местные темы.

Новая тема урока 1 сентября – следствие административных изменений в министерстве и некоторой смены молодежной политики, полагает политолог Алексей Макаркин. Министр образования и науки Ольга Васильева была назначена на свой пост год назад, 19 августа 2016 г. С ее назначением на должность министерство несколько изменило приоритеты и стремится больше заниматься воспитанием школьников и студентов.

Такие тематические уроки, где природа и будущее соседствуют с госбезопасностью, отражают проявившееся после мартовских и июньских акций стремление властей овладеть умами молодежи, считает Макаркин, привить ей «правильный» образ будущего и консервативные ценности. Это отчасти напоминает политинформации и «уроки мира» конца 1970-х – середины 1980-х гг., когда партия и комсомол пытались отвлечь молодежь от западной музыки и образа жизни. Эти уроки вряд ли изменят настроения нынешних школьников. Большинство учителей формально выполнят свои обязанности, а активные проповедники «политики партии» встретят отпор в старших классах.