Почему современные дети не хотят взрослеть

Сегодня зрелость – не набор благ, как 50 лет назад, а множество обязательств

Взрослая жизнь, привлекавшая пятиклассников 1960-х гг., утратила значительную часть обаяния для современных одиннадцатилеток. К такому выводу пришли психологи НИУ ВШЭ Катерина Поливанова, Александра Бочавер и Анастасия Нисская, проведя в 2016 г. исследование механизмов взросления московских пятиклассников по образцу работы Даниила Эльконина и Татьяны Драгуновой 1967 г.

Полвека назад пятиклассники хотели взрослеть. Взросление было ценно не само по себе, но как источник новых прав и благ: распределением ресурсов тогда занимались взрослые. Сегодня в мире подростка власть уже не принадлежит только взрослым: он сам может выбирать, что ему хочется. Не обязательно взрослеть, чтобы радоваться жизни. Наоборот, взрослость в представлении сегодняшних пятиклассников связана с обилием обязанностей, ответственностью, финансовой независимостью и состоятельностью, все это не слишком привлекательно для них. В то же время современные подростки, по-видимому, чувствуют большую свободу в отношениях с учителями.

Сегодня становление чувства взрослости происходит «на иных субстратах», чем в 1960-х, отмечают психологи НИУ ВШЭ: у современных пятиклассников существенно меньше домашних обязанностей, меньше независимости в передвижениях и самостоятельности в принятии решений. В то же время их учебная жизнь очень насыщенна; все остальное – дружба, развлечения, домашние обязанности – всего лишь вклинивается в образующиеся паузы. Но разница не сводится к инфантильности. «Детство сильно диверсифицировалось – моделей взросления стало гораздо больше», – поясняет Поливанова. Полвека назад траектория взросления была единообразна и видна заранее: почти все шли в армию, старались рано обзавестись семьей и детьми и т. д. Сегодня такая модель существует разве что в патриархальных социумах, например, малых городов, в то время как в мегаполисах она принципиально изменилась.

Главной движущей силой формирования школьников сегодня выступает подростковая субкультура, а не субкультура взрослых, как раньше, отмечает завкафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. Раньше взрослые вели за собой детей, сегодня они эту роль утратили. Быстро меняющийся мир оставляет ребенка в ситуации большей неопределенности, в которой взрослые уже не могут задавать жесткие пути развития. Дети взрослеют по-иному, ставят иные вопросы, и теперь проблема отцов и детей, похоже, формулируется иначе.