Третья роль университетов

Проректор ТГУ Константин Беляков и профессор МГУ Елена Новикова о том, как современный вуз развивает региональное сообщество

В последние годы университеты меняют свою парадигму: они переходят от классической, научно-исследовательской, модели к «университету 3.0», в котором на «третий план», после образовательной и научной деятельности, выходит совершенно новая работа, связанная с развитием регионального сообщества.

Отчасти третья роль всегда была свойственна университетам. К примеру, классические университеты, такие как МГУ, СПбГУ и др., всегда были не только центром образования и науки, но также источником формирования культуры. Деятельность университетов, которые открывались на удаленных территориях, всегда сопутствовала освоению новых регионов. И все же до недавних пор предполагалось, что вуз – это прежде всего источник профессионального образования. Осознанно о третьей роли университетов начали говорить лишь в последние десятилетия. В первую очередь благодаря инновационной повестке, которая все больше стала смещаться в сторону образовательных учреждений. Например, в Финляндии в 2007 г. за университетами на законодательном уровне была закреплена ответственность за инновационное развитие территорий.

Что такое третья роль для современного университета? Это влияние, которое вузы оказывают на экономику, уровень человеческого капитала и инновационный потенциал региона. Если раньше вузы могли себе позволить оставаться на периферии процессов, происходящих в обществе, то в современной экономике знаний они резко поменяли место своей дислокации, оказавшись в эпицентре событий.

Чаще всего под третьей ролью понимают взаимодействие университетов с бизнесом. Сокращение разрыва между фундаментальными и прикладными знаниями, увеличение скорости появления разработок привели к переносу центра тяжести создания инноваций в стены вузов. Университеты стали прививать своим студентам не только знания, но и предпринимательский дух. Наибольший эффект от подобных изменений, пожалуй, можно увидеть на примере американского MIT, по подсчетам которого, если сложить показатели всех компаний, основанных его выпускниками в последние десятилетия, получится восьмая экономика мира.

Безусловно, чтобы добиться таких результатов, необходима масштабная работа, направленная на генерацию инноваций внутри университета, формирование инновационных экосистем, продвижение разработок вовне. Однако достигнуть их в полной мере сложно, если университет не возьмет на себя еще одну функцию – центра пересечения интересов не только образования и бизнеса, но также власти (голландцы называют этот триумвират «золотым треугольником»), став площадкой, на которой диалог между всеми сторонами будет происходить на системно новом уровне. Несмотря на то что учредителем российских вузов является государство, для наших университетов это наиболее сложная часть работы. Однако постепенно изменения происходят и у нас. К примеру, два года назад в Томске был запущен пилотный проект «ИНО Томск» (позднее подобные проекты появились и в других регионах), целью которого стала попытка сформировать новый взгляд на развитие региона именно за счет концентрации частных усилий бизнеса, федеральных и региональных ресурсов, а также ресурсов всех шести государственных университетов, работающих в границах томской агломерации. Нельзя сказать, что раньше подобная работа на велась, однако прежде университеты не подключались к разработке стратегий региона. При этом развитие большинства направлений, которые обсуждаются на ежеквартальных встречах этого центра (открытие передовых производств, ускоренный рост инвестиций, создание среды для удержания талантов и др.), сегодня уже невозможно представить без участия вузов.

Инструментов, с помощью которых университеты могут оказывать влияние на региональное сообщество, довольно много. Некоторые из них напрямую связаны с традиционной научной деятельностью: организация конференций, форумов, а также научных центров, которые позволяют повысить привлекательность территорий для партнеров. Многое зависит от потенциала региона: в этом смысле повезло сибирским университетам, ведь для ученых разных областей Сибирь является одной из самых перспективных территорий для исследований – прежде всего в силу ее большого влияния на глобальные процессы климатических изменений, а также практически полной неизученности (к примеру, центру, открытому на базе ТГУ, благодаря этому обстоятельству удалось получить финансирование со стороны ЕС, который в последнее время крайне неохотно дает деньги на программы в России).

Научные центры, работающие на базе вузов, способны решать и более прагматичные задачи: разрабатывать кейсы, связанные с развитием небольших городов и сел, прогнозировать урожайность возобновляемых природных ресурсов и т. п. Важно, чтобы такая информация не только накапливалась в профильных ведомствах, но также становилась доступной для предпринимательского сообщества.

Еще один важный канал влияния на социальный фон городов – практика открытых университетов, которая на Западе используется давно, а в России начала распространяться около 10 лет назад. Одними из первых, кто запустил такие программы на регулярной основе, были Красноярский и Петрозаводский университеты. Есть много похожих проектов в московских и петербургских вузах. Часть университетов комбинирует бесплатные образовательные услуги с платными, однако логика открытых университетов предполагает массовое вовлечение местного сообщества в образовательные процессы, чего не способны достичь коммерческие проекты. Открытый университет представляет собой весьма малозатратный проект, который может себе позволить практически каждый вуз: фактически расходы ограничиваются оплатой труда лекторов и административной части. Эффект несопоставим с затратами: судя по нашей практике, количество людей, вовлеченных в проект, растет в геометрической прогрессии (к примеру, в прошлом учебном году через аудитории Открытого университета ТГУ прошли 6000 человек). Преподавателям такая форма работы не только приносит дополнительный заработок, но и позволяет попробовать себя в новом качестве, ведь в стенах открытого университета они могут читать лекции, которые выходят за пределы университетской программы. В прошлом году большой популярностью в Томске пользовался курс «Комиксы как мифология современности»: чтобы вместить всех желающих, пришлось выделить самые большие аудитории. Однако чаще всего аншлаги случаются на практических курсах, связанных с садоводством и растениеводством: обычно на такие лекции люди приходят целыми «товариществами».

Основными слушателями открытых университетов являются пожилые люди, которые получают возможность таким образом повысить качество своей жизни. «Университеты третьего возраста», в которых пожилые люди проходят курсы компьютерной грамотности, иностранных языков, психологические тренинги, – одно из самых мощных направлений в социальной деятельности европейских вузов. Для России дефицит проектов, адресованных представителям третьего возраста, – острая социальная проблема, и она тоже может быть решена в том числе за счет ресурсов вузов.

Инструментов, позволяющих университетам влиять на среду, развивая местное сообщество, улучшая социальный фон и прививая культуру непрерывного образования, довольно много: шефство над школами, организация «Ночи музеев», различных профильных сообществ и т. д. При системном подходе к такой работе можно говорить о довольно серьезных инвестициях в потенциал своей территории.

Речь идет не только о гуманитарных интенциях. Со временем третья роль университетов станет важным условием для выживания в контексте тренда, который становится все более актуальным: сокращение государственного финансирования образования сегодня происходит во многих странах, вузы вынуждены учиться зарабатывать. Именно поэтому им приходится все больше внимания уделять вопросам, связанным с производством инновационных продуктов, созданием инфраструктуры, необходимой для разработчиков, и в не меньшей степени брать на себя ответственность за воспроизводство человеческого капитала. Для этого невозможно ограничиться работой со своей внутренней средой (привлекая абитуриентов и удерживая высококвалифицированных сотрудников), необходимо выходить за пределы своих границ, культивируя среду внешнюю, которая позволит развивать и удерживать таланты.

Авторы – проректор по инновационной деятельности ТГУ, вице-президент группы компаний «Элекард»; профессор филологического факультета МГУ, директор центра «Открытый университет»