Мы снова станем «более лучше одеваться»

Кремль запускает фабрику хороших новостей

«Единая Россия» очень много сделала достижений: они подняли экономик... экономику, мы стали более лучше... одеваться, и не было того, что щас, – это очень большие достижения!» – эта часть интервью Светланы Курицыной из Иванова, данного после митинга на Триумфальной площади в Москве 6 декабря 2011 г., сделала ее знаменитой. Мем «мы стали более лучше одеваться» прикрепился к попыткам властей создать в медиа позитивную внутреннюю повестку – как правило, пропагандистским и неумелым.

Прошло почти шесть лет, и накануне новой президентской кампании Кремль решил запустить программу «позитивных новостей» под условным названием «жизнь налаживается», сообщает русская служба ВВС. По ее данным, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко провел встречи с представителями федеральных и региональных органов власти и попросил их стимулировать появление новостей, способных проиллюстрировать утверждения первых лиц об улучшении жизни в России, в частности программах поддержки сельского хозяйства и малого бизнеса, открытии новых рабочих мест и т. д.

С одной стороны, за исход президентских выборов вроде бы нечего беспокоиться: по данным сентябрьского опроса «Левада-центра», за Владимира Путина, если он выдвинется, готовы проголосовать 52% опрошенных и 64% тех, кто пойдет на выборы. С другой – Владимиру Путину ведь еще должно быть просто приятно избираться в позитивной атмосфере, он же человек, а не КОИБ. К тому же на предвыборную кампанию выделяются бюджеты, их надо грамотно освоить.

Все-таки сложно руководить совсем без внутренней повестки, на одних только внешних врагах, когда в экономике все плохо.

Отчасти идея вызвана стремлением Кремля показать в предвыборный период, что руководство страны успешно решает повседневные проблемы обывателей, считает политолог Михаил Виноградов. Есть версия, что это среднесрочный проект, не ограниченный предвыборной кампанией, он призван улучшить социальное самочувствие большинства населения в течение двух-трех лет, полагает политолог Евгений Минченко.

В отдельных регионах губернаторские «фабрики хороших новостей» успешно действуют несколько лет, так что опыт можно попробовать распространить. Правда, для этого понадобится финансирование, которое есть у «успешных регионов». Любопытно, как будет смотреть на такие расходы регионов Минфин – вероятно, сквозь пальцы. В июне 2017 г. комитет Госдумы по местному самоуправлению отложил рассмотрение предложенного ОНФ законопроекта об ограничении бюджетных затрат на пиар губернаторов и местных властей. Не время сейчас.

С реальными экономическими достижениями позитивный пиар не обязательно должен сочетаться. Как показал недавно Майкл Рохлиц из ВШЭ на данных статистики 2005–2012 гг. в 81 регионе, политическая выживаемость губернаторов зависела от успехов «Единой России» на выборах в Госдуму и местные заксобрания, а успехи в экономическом развитии только снижали шансы на переназначение.

По Маршаллу Маклюэну, настоящие новости – это плохие новости; в демократическом обществе пресса удовлетворяет интерес к внутренней его истории; функцию «хороших новостей» выполняет реклама, одновременно балансируя восприятие и поддерживая бизнес-модель. Маклюэн характеризовал советскую прессу как тотальную индустриальную рекламу – возможно, нынешние российские власти хотели бы вернуться к этому золотому времени. Вот только такой прессе никто не верит.

Сегодня доверие к СМИ снижается: по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в августе 2015 г. 53% опрошенных полагали, что СМИ неполно освещают экономическую ситуацию, полно – 27%, в августе – 65 и 18% соответственно. Новая политика повлияет на массовые умонастроения, если «хорошие новости» будут подаваться тонко и умно, полагает завотделом ФОМ Григорий Кертман, но это вряд ли случится в ближайшее время.