Опыт совместного пилотирования

В чем польза слияний на авиарынке

Авиакомпании Red Wings и «Нордавиа» объединятся в один холдинг. Их акционеры станут совладельцами холдинга, который будет частно-государственной компанией – ведь Red Wings принадлежит лизинговой компании «Ильюшин финанс» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию), «Нордавиа» – предпринимателю Сергею Кузнецову.

Соответственно 13-я и 17-я российские авиакомпании образуют 10-го по трафику игрока, если сбросить со счетов затухающую «ВИМ-авиа». После ее коллапса на фоне ужесточения проверок авиакомпаний как раз и активизировалась тема с объединением, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник. Действительно, объявление о слиянии было сделано еще до того, как завершилась оценка авиакомпаний, от которой и будут зависеть доли партнеров в холдинге. Оценка займет еще до полугода, и, понятно, споры о распределении долей могут быть ожесточенными.

Но хорошие новости небольшим авиакомпаниям нужны прямо сейчас. Раз сам президент сказал, что с критериями оценки состояния авиакомпаний что-то не так и даже назначил виноватых за «ВИМ-авиа» (ими почему-то стали министр транспорта Максим Соколов и вице-премьер Аркадий Дворкович, хотя регулятором отрасли является Росавиация), жди охоты на ведьм. А еще низкий сезон наступил, когда в убыток работают даже самые эффективные авиакомпании. Поэтому игроки, особенно из второго эшелона, очень боятся стать жертвами чиновничьего зуда. Тем более что полномочия у Росавиации и сейчас просто огромные.

Объединенный холдинг войдет в первую десятку. Устойчивости совместного бизнеса будет способствовать государственный партнер. Плюс Red Wings на авиасалоне МАКС подписала твердый контракт на поставку в лизинг 16 российских самолетов МС-21. А российский авиапром в последние годы – это священная корова, ему обеспечиваются и готовятся разнообразные меры поддержки и защиты от конкурентов в лице Boeing и Airbus.

Кстати, именно российские самолеты потенциально могут стать предметом разногласий между партнерами холдинга. Ведь государству надо осваивать российскую технику – и плевать на прибыль, эффективность и цены на билеты. Но на российском самолете SSJ100 летают только два частных перевозчика: «Русджет» (один самолет; но это компания бизнес-авиации, для нее высокая утилизация не так важна) и вновь созданный «Азимут», который за счет российской техники планирует получать федеральные и региональные дотации. Крупнейшие эксплуатанты – «Аэрофлот», «Ямал», «Якутия» – принадлежат государству. Кузнецов же хотел обновлять парк «Нордавиа» самолетами Airbus.

Холдинг сможет сократить издержки, экономя на управленческом и административном аппарате. Так работает один из самых успешных игроков – S7 Group (головная структура группы владеет двумя авиакомпаниями). Red Wings и «Нордавиа» уже год как объединили свои маршрутные сети, дополняя друг друга: первая летает из «Домодедово» на юг, вторая – на Северо-Запад). Авиационные бизнесы не объединялись в России давно, интересно, что получится из этого проекта.