Куда едет Москва

Средняя скорость движения в мегаполисе растет, но ненамного и не везде

Антипробочная политика столичных властей, как показало исследование «Яндекса», дала результат: за последние четыре года в Москве средняя скорость движения машин хотя и немного, но выросла. Но радоваться этому может, похоже, тоже только условный средний автомобилист: в центре города и на отдельных магистралях скорость движения, наоборот, снизилась, что свидетельствует о непродуманности некоторых градостроительных и транспортных решений мэрии.

«Яндекс» собирает информацию о скорости на главных московских магистралях на основании данных пользователей навигационных сервисов «Яндекса». Согласно показаниям навигаторов в утренний час пик средняя скорость движения по городу выросла на 4%, а в вечерний – на 9%. Между ТТК и Садовым кольцом средняя скорость в вечерний час пик выросла на 20%, но по утрам она практически та же, что и в 2013 г., а в интервале между 10 и 13 часами упала на 4%. Внутри Садового кольца утренняя скорость снизилась на 24%, а вечерняя – на 7%.

Пробки не то чтобы ушли – скорее сместились во времени и пространстве. Например, средняя скорость утром на участке Волоколамское шоссе – Тверская улица выросла с 17 км/ч в 2013 г. до 25 км/ч в 2017 г., Ленинградское шоссе – Тверская улица – с 14 км/ч до 24 км/ч, но вечером в обратном направлении скорость там снизилась с 23 до 22 км/ч и с 27 до 24 км/ч соответственно. А на участке ш. Энтузиастов – Николоямская улица утром водитель, как и прежде, ненамного обгонит пешехода: в 2013 г. автомобили двигались со скоростью 8 км/ч, сейчас – 9 км/ч.

Результаты «Яндекса» отчасти совпадают с данными ЦОДДа за 2015–2017 гг.: на вылетных магистралях скорость увеличилась на 7%, а на Садовом кольце и ТТК упала на 14,5%.

Изменения в скорости дорожного движения – результат реализации принятой в 2012 г. программы развития транспортной системы Москвы, в которой власти сделали ставку на развитие дорожной сети и одновременно – общественного транспорта, что должно было привести к снижению числа личных машин на дорогах, как и развитие сети и рост тарифов платных парковок.

Частично эти меры сработали, отмечает директор Института транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин: наибольший вклад внесли строительство эстакад на вылетных магистралях и современных развязок на МКАД, введение современных систем регулирования движения. Но не все идеи были хорошо просчитаны, считает эксперт. В частности, зачистка центра от хаотично припаркованных автомобилей превратила его в зону транзита, что в сочетании с реконструкцией внутри Садового кольца привело к его закупориванию. Кроме того, выделение полос для общественного транспорта не всегда оправдано пассажиропотоком. Удастся ли снизить среднее время поездки на личном транспорте с окраины в центр с нынешних 60 минут до целевых для 2020 г. 50 минут, не ясно. Столичным властям, вероятно, придется ввести дополнительные ограничения не только на парковку, но и на сам трафик в центре Москвы, предполагает Блинкин.

Если, конечно, это не планировалось с самого начала.