Чем опасна декриминализация побоев

Важен не рост числа наказанных, а сокращение числа избитых, считают сооснователи проекта «Насилию.нет» Мари Давтян и Анна Ривина

Сегодня в России проблема домашнего насилия – тема табуированная. Это не позволяет пострадавшим от насилия открыто обращаться за помощью и сообщать об угрозе жизни и здоровью, не дает возможности нашему обществу трезво оценивать масштабы одного из наиболее часто встречающихся нарушений прав человека, которые принято считать делом семейным. По этой причине необходимо поспорить с выводами социологов Екатерины Ходжаевой и Ирины Четвериковой об эффективности декриминализации побоев.

Основной вывод, которой сделан авторами, – декриминализация побоев была полезна, так как после того, как побои стали административным правонарушением, привлекать виновных к ответственности стали чаще, по сравнению с периодом, когда побои были уголовным преступлением. Эти выводы нам кажутся ошибочными. Известное выражение гласит: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Смысл его в том, что статистика без глубокого анализа контекста вокруг собранных цифр – не более чем цифры. Согласно данным департамента судебной статистики при Верховном суде за первое полугодие 2017 г., к административной ответственности по ст. 6.1.1. КоАПа РФ «Побои» были привлечены 51 689 человек, из них 40 477 – т. е. абсолютное большинство – были наказаны штрафом. При этом средний размер штрафа составил около 5000 руб. Возможно, привлекать к ответственности за побои стали чаще, но вот причина этого может крыться как раз в том, что декриминализация побоев была воспринята частью населения как разрешающий сигнал. В таком случае из этой же статистики можно сделать другой вывод – количество наказаний выросло, так как бить стали чаще.

Официальная статистика МВД России уже несколько лет демонстрирует стабильный рост числа преступлений, совершенных в семье, – примерно на 5000 случаев ежегодно. Если в 2013 г. в отношении членов семьи было совершено 37 476 преступлений, то в 2014 г. – 41 966, в 2015 г. – 49 579, а в 2016 г. – 64 421. А побои – одно из самых распространенных правонарушений в семейно-бытовой сфере.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что авторы использовали для сравнения статистику лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, за 2015 г., то есть год, в котором Госдумой было принято постановление об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Амнистия продлилась полгода, от наказания были освобождены в том числе и все лица, совершившие побои, их уголовные дела были прекращены, соответственно, в статистику привлеченных к ответственности они не попали. Логичнее было бы сравнить статистику по статье 116 УК РФ «Побои» в редакции 03.07.2016 № 323-ФЗ. Данная редакция статьи предусматривала уголовное наказание за насилие в отношении близких лиц, но проработала всего полгода. Срок расследования по таким делам составляет до шести месяцев, и практика по ней просто не успела сложиться. Ошибочен также довод о том, что ст. 116 УК РФ «Побои» в этой редакции относилась к делам частного обвинения – в действительности она относилась к делам частно-публичного обвинения, т. е. уголовное дело возбуждалось полицией, обязанность по сбору доказательств и предъявлению обвинения также лежала на полиции, от пострадавших требовалось лишь написать заявление, отозвать которое возможности не было.

На наш взгляд, именно в редакции от 03.07.2016 № 323-ФЗ статья «Побои» могла бы применяться достаточно эффективно. Эта статья Уголовного кодекса считалась так называемым превентивным составом преступления. Своевременное выявление и привлечение к ответственности за побои способствовало недопущению совершения более тяжких преступлений, например таких, как убийство или причинение тяжкого вреда здоровью. Суровость и неотвратимость уголовного наказания, а также страх уголовного преследования для многих был фактором, удерживающим от совершения преступления.

Эффективность в данном случае нельзя измерять количеством лиц, привлеченных к ответственности. Привлечение виновного к административной ответственности никак не защищает и не восстанавливает права потерпевших, а штраф в 5000 руб., на наш взгляд, не является сдерживающим фактором для обидчика, в сознании которого выведение побоев из УК в КоАП воспринимается как разрешение рукоприкладства. Поэтому и вывод о том, что увеличение числа лиц, наказанных за побои, демонстрирует эффективность декриминализации, мы считаем неверным.

Показательным можно считать случай, который произошел в Перми. Многократно судимый сын забил свою мать до смерти. Женщина не раз обращалась в полицию из-за побоев сына. Полицейские отчитались, что все заявления пенсионерки были проверены. По одному из эпизодов на мужчину было возбуждено уголовное дело по ст. 116 УК «Побои», которое впоследствии было прекращено из-за декриминализации данной статьи. При этом мужчина несколько раз привлекался к административной ответственности. К сожалению, это никак не помешало ему убить свою мать.

На наш взгляд, важно не то, сколько людей было привлечено к ответственности, а то, уменьшилось ли количество случаев побоев и сколько потерпевших смогли защитить свои права. Система уголовного правосудия, в отличие от производства по делам об административных правонарушениях, позволяла не только наказать виновного, но и взыскать компенсацию имущественного и морального вреда в пользу потерпевшего непосредственно в уголовном процессе, а также применить меры процессуального принуждения в отношении обвиняемого, которые хоть и далеко не всегда, но сдерживали его от причинения новых побоев. Да, наша система никогда не защищала пострадавших от домашнего насилия достаточно эффективно, но декриминализация побоев – это не шаг вперед, а семимильный прыжок назад.

Решение декриминализировать побои подверглось серьезной критике правозащитных организаций, комиссара Совета Европы по правам человека Нилса Муйжниекса и верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раада аль-Хусейна. Вместо принятия необходимого закона о профилактике семейно-бытового насилия, который существует не только в западных странах, но и практически во всех республиках бывшего СССР, в России было принято решение, что безопасность не является основополагающим правом и первостепенной потребностью.

Совсем недавно Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассмотрел первую в истории индивидуальную жалобу против России, поданную россиянкой, пострадавшей от домашнего насилия. В деле O. G. против России комитет признал, что Россия нарушила целый ряд положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, так как не принимала надлежащих мер в борьбе с домашним насилием. Комитет при этом особенно подчеркнул, что декриминализация побоев стала шагом в неверном направлении, ведущим к безнаказанности лиц, совершающих насилие в семье.

Таким образом, даже если предположить, что декриминализация домашнего насилия позволила пострадавшим с меньшими рисками обращаться за помощью, стоит понимать, что данные изменения в действительности могли привести к росту числа побоев, так как теперь не существует никаких факторов, сдерживающих правонарушителей. При этом эффективной защиты потерпевшие так и не получили.

Авторы — сооснователи проекта «Насилию.нет»